Ребенок после пневмонии кашляет

Чем лечить сухой кашель у взрослого в домашних условиях

В большинстве случаев кашель — это рефлекторная защитная реакция, с помощью которой организм избавляется от накопившейся мокроты и очищает дыхательные пути. Однако сухой, непродуктивный кашель причиняет дискомфорт и не приносит облегчения во время заболевания.

Вообще кашель – симптом, свойственный большинству воспалительных заболеваний дыхательной системы. Также это может быть признаком аллергической реакции организма.

Различают кашель двух видов :

  • влажный кашель с отходящей мокротой;
  • сухой кашель или непродуктивный.

Влажный кашель, сопровождается отделением мокроты. Его полезная функция состоит в том, что содержащиеся в выделениях микробы удаляются из дыхательных путей, тем самым ускоряя процесс выздоровления и исключая развитие осложнений.

Сухой непродуктивный кашель обычно не приносит облегчения, бывает весьма изнуряющим в виде приступов. Такой кашель способствует значительному раздражению дыхательных путей, становится причиной рвоты и повреждения тканей слизистой. В основу другой классификации положена длительность временного отрезка, в течение которого пациент кашляет.

В зависимости от этого кашель может быть:

  • острым – продолжительность до 2 недель;
  • затяжным – до 4 недель;
  • подострым – длится не более 2 месяцев;
  • хроническим – пациент кашляет более 2 месяцев подряд.

Существует много способов устранения этого неприятного симптома, поэтому чем лечить сухой кашель у взрослых мы рассмотрим в этой статье.

Причины сухого кашля

Сухой кашель — это проявление рефлекторно-защитного механизма, направленного на устранение из дыхательных путей раздражающего фактора (воспалительного, атрофического, механического, химического или температурного характера). Согласно некоторым классификациям выделяют более 53-х причин подобного состояния.

Сухой кашель у взрослых чаще всего развивается на фоне острого респираторного заболевания, такого как бронхит, трахеит, фарингит, ларингит и др. В этом случае у больного сначала наблюдается легкое покашливание, которое в течение нескольких часов или двух-трех дней переходит в интенсивный сухой кашель.

Наряду с этим пациент жалуется и на другие симптомы ОРВИ: повышение температуры, насморк, ухудшение общего состояния. Постепенно характер кашля меняется с сухого на влажный, т.е у больного начинается отделение мокроты.

Также существует ряд других факторов, которые могут спровоцировать возникновение сухого кашля:

Также провоцирующими факторами могут быть:

  • сухость воздуха в помещении, где находится больной;
  • отсутствие достаточного количества поступающей в организм жидкости.

Все причины сухого кашля у взрослых сводятся к тому, что бронхи и легочная ткань не в состоянии самостоятельно избавляться от болезнетворного агента.

Продолжительный сухой кашель у взрослого

Часто сухой кашель возникает во время простудного заболевания, если ослабленный иммунитет не справляется со своими защитными функциями, и болезнь проходит в бронхи. В результате появляется острый бронхит, который при отсутствии должного лечения, переходит в хроническую стадию. При длительном кашле у взрослого человека может произойти деформация бронхиальных стенок, что приводит к астме, абсцессе легкого и пневмонии.

Долгий сухой горловой кашель и сильное першение в глотке бывает при хроническом фарингите. Очень долгий спазматический кашель, сопровождающийся болью в боку, одышкой и повышенной температурой может наблюдаться при плеврите.

Симптомы, которые наиболее часто сопровождают сильный кашель у взрослого:

  1. Насморк или, напротив, заложенный нос и околоносовые синусы. Затрудненное дыхание и одышка при малейшей физической нагрузке и даже без нее.
  2. Хриплый голос.
  3. Тошнота, позывы на рвоту плоть до самой рвоты.
  4. Увеличение локальных лимфоузлов.
  5. Симптомы общего недомогания – ломота в теле, лихорадка, жар, потливость и сонливость.

Как лечить сухой кашель у взрослых

Успешное лечение данного состояния основано на точном установлении диагноза и устранении причин каждого из них. Все терапевтические мероприятия проводятся под тщательным наблюдением врача.

В лечении мучительного лающего сухого кашля у взрослых, в отличие от мокрого, применяются препараты, которые подавляют кашель за счет влияния на кашлевой рефлекс.

По сути дела, это не лечение как таковое, а симптоматическая терапия, направленная на уменьшение кашля, т.к. в данной ситуации кашлевой рефлекс не несет пользы организму, и даже наоборот, может дать осложнение в виде пневмоторакса и пневмомедиастинума.

Общие методы лечения сухого кашля у взрослых в домашних условиях:

  • регулярная влажная уборка в помещении.
  • контролирование температуры воздуха в доме (не выше 22С).
  • компресс на грудную клетку.
  • режим обильного питья (чаи, молоко и «Боржоми»);
  • не применять возле пациента моющих агрессивных средств;
  • ингаляции паром. Они очень полезны при сухом кашле. В воду добавляют пищевую соду, отвары трав и т.д.
  • диета с достаточным количеством калорий.

Лекарственные препараты для лечения сухого кашля делятся на 2 типа: центрального и периферического действия.

Лекарства от кашля

Для лечения сухого кашля у взрослого назначают лекарства, которые оказывают противокашлевое действие в сочетании с успокаивающим, обезболивающим, и слабым спазмолитическим эффектом.

  1. Обычно применяют так называемые препараты из группы муколитиков. Самым распространенным среди них считается амброксол. Этот препарат увеличивает секрецию слизи, чем реализуется основной принцип лечения сухого кашля — перевод его во влажный.
  2. Иногда для подавления кашлевого центра используют препараты с наркотическим эффектом, например кодеин, этилморфин, глайцин, преноксадиазин, окселадин. Это тип препаратов, которые подавляют кашлевой рефлекс в коре головного мозга.

Следует знать, что не допустим одновременный прием противокашлевых и отхаркивающих препаратов из-за риска закупорки мокротой бронхов.

Лечение сухого кашля народными средствами

Существует масса рецептов помогающих как вылечить кашель народными средствами, так и защитить организм от последствий влияния заболеваний, которые сопровождал этот симптом.

  1. Если появился сухой кашель, то вылечить его поможет следующее народное средство: взять х/б ткань смочить подсолнечным маслом. Накрыть этой тканью всю грудь, сверху полиэтиленовую пленку, сверху хлопковую или льняную ткань, теплый платок. Спать так всю ночь. Утром кашель уже становится слабее и мягче.
  2. Самый простой способ вылечит кашель — прогреть грудные внутренние органы – на ночь нарисовать йодную сеточку на груди;
  3. Пить молоко в горячем виде, обязательно добавляйте в него щелочную воду, мед, так будет образовываться большое количество слизи и сухой кашель быстро пройдет.
  4. Компресс от кашля должен состоять из растительного жира, небольшого количества горчицы, спирта. Можно также использовать картошку, отваренную в «мундире» и натуральный мед. Все ингредиенты следует тщательно перемешать и намазать на спину, и не смывать до полного высыхания смеси
  5. В кастрюле вскипятить 2 стакана воды, бросить измельченный чеснок, снять с огня и поставить на стол. Добавить 1 ч. л. соды, и сразу накрыться простыней и дышать над кастрюлькой.
  6. Эвкалиптовые листья залить кипяченой водой. Затем сконструировать воронку, дышать парами до 20 минут. Также хорошо помогает ингаляция с чабрецом, мать-и-мачехой, можно класть соду и капать эвкалиптовое масло.
  7. Лучшим средством от сухого кашля является мать-и-мачеха. Для приготовления отвара, нужно листья залить стаканом воды. Настоять час, употреблять до трех раз на день.
  8. Ингаляции с маслами лаванды, мяты, эвкалипта, кедра. Надо добавить на 500 г кипятка 2-3 капли любого масла и дышать над паром. Сразу начнется отхаркивание мокроты.

Сухой кашель у взрослых всегда имеет определенную причину. Поэтому очень важно провести обстоятельное предварительное обследование, по результатам которого и будет назначено адекватное лечение.

Что делать, если у ребёнка температура 37°С — является ли она отклонением от нормы?

Одна из самых спорных и тревожных ситуаций для родителей — это когда у ребёнка температура 37°С, которая в медицине называется субфебрильной. Кто-то говорит о том, что это норма, которая должна быть у каждого человека. Некоторые считают это показателем того, что маленький организм не может в полную силу сопротивляться заболеванию, что само по себе является очень плохим признаком.

И всегда начинаются сомнения: идти в больницу или нет? Давать жаропонижающие или занять выжидательную позицию? А если драгоценное время будет упущено? В таких серьёзных вопросах, касающихся здоровья малыша, нужно детально разобраться.

Как правильно измерять?

Для начала, если у ребёнка температура 37°С без симптомов, т. е. нет ни кашля, ни насморка, ни поноса, проверьте, а правильно ли вы вообще её измерили. Существует несколько нюансов, о которых знают далеко не все родители. Своеобразная памятка позволит вам не допустить погрешности.

  1. Очень часто температура 37-37,3°С объясняется физическими нагрузками, которые только что перенёс ребёнок. Это могли быть как занятия спортом, так и домашние дела или подвижные игры. Поэтому давайте ему градусник только через полчаса после активных действий.
  2. Данные могут быть завышены после плача или крика, так что сначала нужно дождаться, когда кроха успокоится.
  3. Проводите термометрию днём, желательно — всегда в одно и то же время. И имейте в виду, что утром градусник обычно выдаёт низкие показатели, а вечером как раз может подняться температура 37-37,5°С.
  4. Подмышечная впадина, в которую вставляется градусник, должна быть совершенно сухой, иначе влажность исказит показатели.
  5. Нельзя проводить оральные измерения (через рот), если ребёнок только что поел или пил горячую жидкость, дышит ртом, сильно кашляет или страдает одышкой.
  6. Данные могут быть выше нормы после горячей ванны, стресса, усталости, волнения, длительного пребывания на солнце или в душном помещении.

Так что, увидев на термометре отметку в 37°С или чуть выше, не паникуйте. Сначала проверьте по этой памятке себя: не нарушили ли вы правила измерения.

Кроме того, очень часто погрешности выдают электронные градусники. Поэтому поставьте его для проверки ещё кому-нибудь или же подтвердите полученные данные обычным ртутным термометром.

Происхождение названия. Термин «субфебрильный» восходит к латинским словам «sub» — немного и «febris» — лихорадка. Т. е. дословный перевод — небольшая лихорадка.

Если у ребёнка температура 37°С, и больше никаких симптомов при точных измерениях — это тоже ещё не повод для тревоги. В некоторых ситуациях она является нормой:

  • вакцинация;
  • прорезывание зубов;
  • температура 37°С у грудного ребёнка — признак незрелой терморегуляции, который лечения не требует и пройдёт сам;
  • введение белкового прикорма в слишком большом количестве.

Бессимптомная субфебрильная температура у ребёнка может быть обусловлена разными обстоятельствами, но в большинстве случаев является нормой и не требует обращения к врачу. Нужно занять выжидательную позицию.

Совсем другое дело, если отметка на градуснике в 37°С сопровождается болезненным состоянием. Здесь уже придётся срочно выяснять причины и предпринимать соответствующие меры.

По страницам истории. Изобретателем первого термометра считают Галилея, хотя в его собственных трудах нет описания прибора. Однако его ученики засвидетельствовали, что в 1597 году учёный сделал что-то вроде термобароскопа.

Причины и дополнительная симптоматика

Нормой температура 37-37,5°С у ребёнка бывает редко. Гораздо чаще это признак какой-то патологии. Причинами могут стать различные заболевания, которые можно выявить ещё до посещения врача по определённым симптомам.

У ребенка температура 37 и…

  • . кашель — бронхит (в начале заболевания будет сухой кашель), простуда, хронический тонзиллит, аллергия, пневмония, туберкулёз;
  • . насморк — простуда, аллергия;
  • . рвота — пищевое отравление, кишечная инфекция, патологии ЦНС (энцефалит, менингит), заболевания ЖКТ;
  • . болит живот — аппендицит, ангина, коклюш, ОРЗ, корь, кишечная инфекция, пищевое отравление, инородное тело в желудке;
  • . понос — кишечная инфекция, глистная инвазия;
  • . болит голова — грипп, ОРВИ, гайморит, менингит, интоксикация, термоневроз;
  • . осип голос — тонзиллит, грипп, астма, ларингит, воспаление лёгких, трахеит, корь, дифтерия;
  • . вялость — начало инфекционного заражения, воспаления, реабилитационный период после полостных операций, глистная инвазия, онкология.

Бывает и такое, что после антибиотиков и после болезни температура 37°С держится достаточно длительное время. Показатели могут оставаться повышенными до нескольких месяцев. Лечение не требуется, состояние проходит самостоятельно без последствий.

Но если параллельно с этим наблюдаются кашель, насморк, вялость или другие симптомы — скорее всего, был спровоцирован рецидив болезни, возникли осложнения или на старую наложилась новая инфекция. В этом случае необходимо обратиться к врачу.

Это интересно. Когда субфебрильная температура держится несколько дней и даже недель после пролеченного заболевания, врачи называют эту особенность «температурным хвостом».

Возрастные особенности

На вопрос, почему у ребёнка держится температура 37°С, может ответить и возрастная физиология. Особенно это касается самых маленьких — грудничков первого года жизни.

Если температура 37°С у новорождённого ребёнка без каких-то отклонений в здоровье — это вариант нормы, который свидетельствует о не сформированной ещё системе терморегуляции. Чаще всего такое случается с недоношенными детками.

Если у месячного ребёнка температура 37°С поднялась после прививки от вирусного гепатита («А» или «В»), беспокоиться не стоит — это норма. Ещё одна причина — формирование системы терморегуляции, которое может продолжиться вплоть до года.

Субфебрильные показатели у двухмесячного ребёнка — следствие вакцинации от пневмококковой инфекции или возрастное становление температурного режима тела.

Мало меняется ситуация и у 3-4 месячного ребёнка. Так как этот период изобилует прививками (от дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, гемофилийной и пневмококковой инфекций), температура может подниматься до отметки в 37°С после каждой вакцинации, и это будет нормой.

Субфебрильные показатели могут быть вызваны первым прикормом. Если у малыша температура 37°С и болит живот из-за запора, колики, вздутие, метеоризм, причиной может быть неудачное введение белковой пищи в его рацион.

Основная причина слегка завышенных показателей в этом возрасте — прорезывание зубов. Тогда температура 37°С будет держаться у ребёнка постоянно — в течение 5-7 дней.

В более позднем возрасте эта проблема может быть связана только с двумя факторами: половое созревание и депрессивное состояние. Если ребёнок попадёт в незнакомую ситуацию или переживёт сильный стресс, его нервная система начинает сама регулировать температуру тела и повышает её до субфебрильной. Чаще всего это происходит в подростковом возрасте.

Что же нужно детям для нормализации столь непонятного состояния?

Любопытный факт. Границы температуры тела для выживания человека варьируются от +20°С до +41°С.

Смотрите так же:  Лечение синдрома гиперактивности у детей

Если субфебрильные показатели наблюдаются время от времени, скорее всего, дело в погрешностях измерения, так что от родителей ничего не требуется, кроме спокойствия и наблюдательности.

Другое дело, если у ребёнка температура 37°С держится уже неделю или больше, независимо от того, сопровождается она какими-то дополнительными симптомами или нет. В этом случае следует предпринять ряд мер.

  1. Выявить клиническую картину — все отклонения в состоянии (кашель, насморк, понос, сыпь, головная боль и т. д.).
  2. При резком ухудшении (сильной рвоте, например) вызвать Скорую. В остальных случаях просто показаться врачу.
  3. Многие родители переживают, что дать ребёнку при температуре 37°С: ничего, кроме воды. Обильное тёплое питьё улучшит его состояние, выведет из организма все продукты интоксикации. Никаких жаропонижающих!
  4. Постельный режим вовсе не обязателен.
  5. Обеспечить приток свежего воздуха: проветривать комнату, выходить чаще на улицу (к вопросу о том, можно ли гулять ребёнку с температурой 37°С).
  6. Ограничить времяпрепровождение у компьютера (ноутбука, телефона, телевизора).
  7. Обеспечить благоприятную психологическую атмосферу, развеять страхи, помочь преодолеть трудности, вызвать на доверительный разговор.
  8. А вот вопрос, можно ли купать ребёнка при температуре 37°С, вызывает расхожие мнения. Некоторые врачи категорически против масштабных водных процедур в такой ситуации (душ, ванная, баня). Лучше дождаться, пока лихорадка спадёт, а до этого момента ограничиться умываниями и локальными ополаскиваниями.
  9. Наладить правильное питание.
  10. Проследить, чтобы время сна было не меньше 8 часов.

Так что если у ребёнка уже неделю держится температура, обязательно запишитесь на приём к врачу, чтобы пройти диагностику, выявить более точно, в чём причина субфебрилитета, и пролечиться при необходимости.

Это интересно. Температурный режим 35,8-37,3°С — гарантия бесперебойного функционирования всех внутренних органов.

Если у ребёнка температура 37°С держится длительный период, сначала нужно обратиться к педиатру (терапевту). В зависимости от дополнительных симптомов он может назначить следующие обследования:

  • общий и биохимический анализ крови;
  • общий анализ мочи;
  • УЗИ брюшной полости, органов малого таза, почек;
  • эхокардиография (УЗИ сердца);
  • ЭКГ;
  • рентгенография грудной клетки;
  • более узкие анализы крови для выявления гормонального профиля, антител, онкомаркеров.

Это стандартные методы исследования. В более запущенных и тяжёлых случаях (когда температура 37 держится неделю и дольше и сопровождается различными клиническими проявлениями и ухудшением состояния ребёнка) могут потребоваться пункция спинномозговой жидкости, компьютерная, магнитно-резонансная томография.

Врач будет назначать анализы постепенно. План обследования зависит от симптомов на фоне субфебрильной лихорадки. Если таковые отсутствуют, посещение больницы ограничится прохождением обычной диспансеризации.

Ничего себе! Известен случай, когда спасли мужчину, у которого диагностировали температуру тела в 13°C.

Родителям нужно иметь в виду, что даже если в ходе диагностики никакие заболевания у ребёнка не были выявлены и врач сообщил, что постоянная температура в 37°С для него — вариант нормы, это вовсе не значит, что нужно успокоиться, сложить руки и ничего не делать.

Подобные показатели в течение длительного времени — хронический и опасный стресс для организма. Нужно постараться привести детское тело в норму.

К профилактическим мероприятиям в данном случае будут относиться:

  • своевременное выявление и лечение очагов инфекций и различных заболеваний;
  • спасение от стрессов, благоприятная психологическая атмосфера;
  • отказ от вредных привычек (имеются в виду подростки);
  • соблюдение режима дня;
  • полноценный сон;
  • регулярные занятия спортом;
  • закаливание;
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Данные профилактические методы будут способствовать укреплению иммунитета у ребёнка и тренировать процессы теплообмена. При точном выполнении рекомендаций детский организм быстро придёт в норму и справится с субфебрилитетом.

Про антибиотики и гормоны

Здравствуйте, Евгений Олегович!

Извините, что поздно, но лучше поздно, чем никогда. Знаете, когда у тебя не «горит» ни в каком месте, все откладываешь и откладываешь давно задуманное письмо. А узнать я у Вас хотела не конкретный какой-то вопрос-диагноз, а так — рассуждения на тему.

Меня интересуют такие вещи, как отношения людей и ВРАЧЕЙ к антибиотикам и гормонам. Почему врачи любят эти препараты, а обычные люди бояться их как огня? Я этого не понимаю. Ведь сколько было запущено болезней именно благодаря нашему паническому страху перед АБ и гормонами? И сколько было вылечено гадостей благодаря ТОЛЬКО АБ или гормонам. Очень хотелось бы чтобы Вы высказали свое отношение по этому вопросу. Потому как я, например, не верю, когда мамочка пишет: «Ой, какой ужас! Ваш ребенок так мал, а ему уже назначили макропен (пенициллин, эритромицин и т.д.). Ваш врач — осел, гоните его в шею и не занимайтесь такой ерундой. Вот я за 10 ребенкиных лет НИ РАЗУ не лечила пневмонию АБ, хотя и прописывали, и ничего, все замечательно, ребенок жив и здоров. » Вот не верю я в такие вещи, хоть убейте. И раздражают меня фразы — ваш врач дурак, сам не знает что прописывает.

Если ты не доверяешь своему врачу — зачем ходишь к нему; если доверяешь, зачем спрашиваешь и слушаешь людей не имеющих, в отличие от врача

а) мед. образования;

б) достаточных познаний и

в) опыта практикующего доктора.

Я бы очень хотела понять значения таких расхожих фраз как: «нерациональное использование АБ», «несвоевременное назначение АБ», «избыточное назначение АБ» и т.д. и т.п. Ведь врач, назначая, допустим, при отите АБ соответствующего ряда знает, что он будет концентрироваться именно в евстахиевой трубе, и этот препарат будет убивать возбудителей отита, например. Я понимаю, что медицина — не математика и наука достаточно приблизительная, но все-таки мы же глотаем не какие-то новые, не прошедшие клинических испытаний лекарства, а всем известные средства, хорошо изученные, как привило, и имеющие положительные отзывы и т.д. В чем тогда может выражаться «несвоевременность», «нерациональность», «избыточность»? И при каких прочих равных условиях она может «выстрелить»?

Все это в принципе касается и гормонов. Зачем мучать ребенка и себя, излечивая атопию не адвантаном, например, а растит. маслом, кот. и не помогает (это все для примера). Не проще ли намазать пару раз высыпания адвантаном, чтобы не допустить присоединения вторичной инфекции и спокойно искать причину аллергии, чем кричать: «Караул! Вы ребенка залечите» и бросать все силы на малоэффективную борьбу с проявлениями болезни, а не с ее причинами.

А еще мне «нравятся» фразы типа: «Не подсаживайте ребенка с раннего возраста на гормоны и антигистаминные препараты, а идите сразу к волшебнику-гомеопату и глотайте всю жизнь шарики странного происхождения. Он обеспечит вам практически бессмертие». Извините за сумбурность. Ребенок спит, тороплюсь написать. А то проснется, опять пойдем на улицу (господи, я жить там, наверное, скоро буду!).

С уважением, Ольга

Для начала про антибиотики. Принципиальная суть вопроса состоит в том, что любой медицинский препарат имеет свои, четкие показания к применению. Есть показания — что ж тут бояться или не бояться — здравый смысл подсказывает, что надо применять.

Моя ежедневная практика как раз не подтверждает Ваше высказывание о том, что обычные люди бояться антибиотиков, как огня. Более того — антибиотики часто используются без врача, этими самыми обычными людьми. А в ситуации, когда врач не назначает, эти же обычные люди очень часто возмущаются. Для меня, как для реально практикующего врача, применение антибиотиков по поводу малейшего чиха — очень большая проблема. И если на одну чашу весов положить «сколько было запущено болезней именно благодаря нашему паническому страху перед АБ», а на другую «сколько болезней стало хроническими, сколько людей не удалось спасти из-за преждевременного или неоправданного назначения АБ» — так по мне вторая чашка будет повесомее.

Кто будет спорить касательно того, надо ли назначать антибиотики при пневмонии, менингите, скарлатине, ангине. Но при ОРВИ? При остром бронхите, который почти всегда вирусный? Сплошь и рядом назначенный антибиотик средство не антибактериальной терапии, а психотерапия родственников и страховка для врача: родственники успокаиваются, зная, что используют якобы эффективное лекарство, а врач уверен в том, что при возникновении осложнений уж он то никак не будет виноват — сделал все, что мог и антибиотики назначил. Иллюстрация. Ребенок заболел в воскресенье. Сопли и температура 39. В понедельник начали глотать ампициллин. В среду не лучше — температура 38. Начали колоть цефазолин. В субботу не лучше — кашляет, температура поднимается. Сделали рентген. Выявили пневмонию. Теперь надо лечить. Вопрос — чем? Ибо это не просто пневмония, а пневмония, вызванная бактериями, уцелевшими после ампициллина и цефазолина. Т.е. если б ничего не давали (ибо антибиотики не были нужны — острое начало с соплями — явная ОРВИ), так могли бы спокойно с субботы пить сироп того же ампициллина и вылечить пневмонию. Теперь выясняется, что надо покупать кое-что подороже и посерьезнее. А на это «посерьезнее» денег уже нет. Надо ехать в больницу и т.д. и т.п. За время моей работы в детской реанимации, самое страшное было — когда поступал такой вот ребенок, — которого сначала полечили мама-папа, потом участковый врач, потом в районной больнице, а потом решили в областную направить — а лечить уже нечем — уже все перепробовали, и кончалось это. Упомянутый Вами отит прекрасно лечится популярным (дешевым, не токсичным, эффективным) антибиотиком амоксициллином (син. флемоксин, оспамокс). Но отит — почти всегда осложнение ОРВИ. Будет ли эффективен амоксициллин, если назначить его до отита, в самом начале ОРВИ? Разумеется, не будет. Главное заблуждение состоит в том, что люди уверены: коль скоро амоксициллин лечит отит и пневмонию, то если назначить его в самом начале, то ни отита, ни пневмонии не будет! А это далеко не так. Причина отита — нарушение вентиляции полости уха из-за закупорки евстахиевой трубы. Причина пневмонии — нарушение вентиляции участка легкого из-за закупорки бронхов вязкой мокротой. Мы не можем убить всех бактерий сразу. А бактерий этих в носоглотке превеликое множество. Назначим амоксициллин до того — получим пневмонию или отит, вызванный бактериями, которые уцелеют. Амоксициллин на стафилококк не действует. Как Вы думаете, хорошо ли в результате такой «своевременной антибиотикотерапии» заполучить не просто пневмонию, а стафилококко вую пневмонию, которая и лечиться сложнее, и осложнения дает многократно чаще? Вопрос риторический. Но не назначить антибиотик — это ведь не означает «не лечить», ибо лечение — это совершенно другие и совершенно конкретные действия, они описаны в главах про отит и воспаление легких, не буду на этом останавливаться. «

Я бы очень хотела понять значения таких расхожих фраз как: «нерациональное использование АБ», «несвоевременное назначение АБ», «избыточное назначение АБ» «нерациональное использование АБ». Рациональность в антибиотикотерапии состоит в том, что существуют рекомендованные (оптимальные) схемы лечения болезней, при которых известен возбудитель. Скарлатина — пенициллин, коклюш — эритромицин, брюшной тиф — левомицетин и т.д. Существуют рекомендации, по эмпирическому выбору препарата до того, как удастся выделить возбудителя (если его вообще будут выделять). Так при лечении пневмонии учитывают возраст ребенка, место, где пневмония возникла, и теоретически врач знает, что у новорожденного пневмонию вызывают одни микробы, а у трехлетнего — другие. Домашняя пневмония, как правило, вызвана пневмококком, больничная — другими бактериями. Отклонение от научно обоснованных схем — и есть признак нерациональности. Не рационально лечить скарлатину или домашнюю пневмонию ровамицином или клафораном — а пенициллином вполне рационально. Одно из проявлений нерациональности (крайнее) неправильный выбор — нельзя лечить домашнюю пневмонию гентамицином, ибо он не действует на пневмококк. Неправильно лечить коклюш пенициллином, ибо пенициллин не действует на коклюшную палочку. Не правильно лечить корь, краснуху, свинку, ОРВИ и т.д. антибиотиками, ибо это вирусные инфекции, антибиотики вообще не могут помочь. «несвоевременное назначение АБ» Конкретная бактериальная инфекция не была своевременно распознана, вот и не назначили. Но в этом пункте все не так однозначно и никто в здравом уме не будет тянуть с антибиотиками при явных признаках бактериальной инфекции — ангины, менингита, скарлатины и т.д. Но именно угроза быть обвиненным в несвоевременном назначении и приводит к тому, что антибиотики значительно чаще назначаются преждевременно или вообще не по делу. 3-й день ОРВИ. Дитю 5 мес. При осмотре — крик на весь дом. Может ли доктор, прослушивая орущее дитя, быть уверенным в том, что в легких чисто? Не может. А через пару дней ночью приедет скорая, отвезет в больницу, там сделают рентген и так нежно-коллегиально заметят, что ж Вы довели дитя, как трудно будет Вас спасти, вот если бы 2 дня назад. Замечательный способ сразу расставить точки над «и» — мы при любом раскладе не виноваты, это Ваш доктор вовремя не распознал. И никто не докажет, что не было тогда никакой пневмонии, не назначил — виноват. И будут всем назначать. «избыточное назначение АБ» Частный случай нерациональности — уколы, вместо сладкого сиропа, три препарата, вместо одного, цефтриаксон, вместо ампициллина и т.п. Суть. Антибиотики — серьезные, высокоэффективные лекарства. Когда по делу, да умеючи. Если не по делу то: — риск аллергии, риск осложнений антибиотикотерапии (дисбактериозы, специфические осложнения — потеря слуха при использовании гентамицина и т.п.), риск возникновения устойчивых бактерий — актуально и для конкретного пациента, и для общества в целом. Каждый из нас имеет шансы серьезно заболеть — попасть в аварию, получить пневмонию и оказаться в больнице. И будет очень здорово, если в этот момент мы не будем думать хотя бы о том, что у нас аллергия на пенициллиновую группу, которую (аллергию, разумеется) мы заработали на ровном месте, глотая ампициллин при насморке. Лично для меня понятия «пневмония» и «устойчивые бактерии» — вовсе не пустые слова. В возрасте 29 лет я сам в родной реанимации заработал крупозную пневмонию. И когда лучшая лаборатория города выделила у меня из крови стрептококк, стафилококк и кишечную палочку, устойчивых практически ко всему, то я, как врач, прекрасно осознавал свои перспективы. И когда я сейчас смотрю на сделанные тогда рентгенснимки собственных легких, то до сих пор не до конца понимаю, почему после двух месяцев полужизни Боженька все-таки разрешил мне остаться на этом свете. А гормоны, при лечении аллергического дерматита — это страусотерапия. Воздействие на следствие, без понимания причины.

Смотрите так же:  Температура после кишечного гриппа

» Не проще ли намазать пару раз высыпания адвантаном, чтобы не допустить присоединения вторичной инфекции и спокойно искать причину аллергии «. Никто не мешает искать эти причины и до адвантана, и во время и после. Только когда легче становится, интенсивность поисков почему-то уменьшается. И Вы себе даже представить не можете, какая вторичная инфекция развивается именно на фоне гормонов, и какие жуткие микробы ее вызывают. Поэтому и для гормонов есть четкие показания — интенсивный зуд, стремительное нарастание проявлений аллергии и т.д. А кормить апельсинами и параллельно намазывать щечки адвантаном — думаете такого не бывает? Какой там спокойный поиск причин. Резюме: все процитированные Вами «народные мысли» — всего лишь устное народное творчество. Я вообще не могу понять, какое имеет право некая соседка или знакомая, комментировать лечение Вашего дитя и давать советы по этому поводу. Это дитя Ваше, и было бы просто здорово, если бы у Вашего дитя был врач, который не боится мамы своего пациента, лечит его так, как лечил бы своего ребенка, а своего лечил бы рационально. И это главное, что мне бы хотелось Вам пожелать. Всего Вам доброго. Комаровский Евгений Олегович

[Письмо]

Здравствуйте, Евгений Олегович!

Спасибо большое за ответ. Знаете, на мой взгляд люди делятся на два лагеря — те, кто считают антибиотики панацеей от всех бед и пьют их без разбора (в этой группе есть, к сожалению, и врачи) и те, кто боится их как огня и ни при каких обстоятельствах все дальше и дальше пытаются оттянуть с приемом АБ. Вот про вторых я и спрашивала. Первые — бог с ними, тут все понятно и логика (она ли?) в принципе вполне ясна. Но вот вторые меня жутко удивляют. Потому что все-таки есть такие люди, которые и пневмонии лечат холодным душем, и при отитах забивают уши листьями герани. Именно в данном случае мне хотелось бы знать, откуда «растут ноги», ведь всякие страшилки про АБ распространяют все-таки врачи и околоврачебные деятели, потому как мне, например, подобная информация недоступна в силу своей проф. непригодности в этой области и я, соответственно, судить об этом не могу, тем более распространять какую-либо информацию.

«Кто будет спорить касательно того, надо ли назначать антибиотики при пневмонии, менингите, скарлатине, ангине. Но при ОРВИ? При остром бронхите, который почти всегда вирусный? Сплошь и рядом назначенный антибиотик средство не антибактериальной терапии, а психотерапия родственников и страховка для врача: родственники успокаиваются, зная, что используют якобы эффективное лекарство, а врач уверен в том, что при возникновении осложнений уж он то никак не будет виноват — сделал все, что мог и антибиотики назначил.» Вот этот вопрос меня волнует уже давно. Не секрет же, что многие врачи назначают при ОРВИ АБ именно с целью ПРОФИЛАКТИКИ бактерийный осложнений. Я всегда думала, что проблемы необходимо решать по мере их поступления, ан нет. В последний раз на мой вопрос: «А как бы нам не получить вновь отит, пневмонию и т.д.?», врач ответил: «Если температура выше 38 град. будет держаться больше трех дней, то надо начинать пить АБ». Меня это несколько покоробило, но я не стала с ним спорить. Хотя, доктор вполне уважаемый, молодой, прогрессивный и далеко не дурак.

«Рациональность в антибиотикотерапии состоит в том, что существуют рекомендованные (оптимальные) схемы лечения болезней, при которых известен возбудитель. Скарлатина — пенициллин, коклюш — эритромицин, брюшной тиф — левомицетин и т.д.» Вот, вот, и этот вопрос меня волновал давно. Потому что на примере нашего уч. врача можно засомневаться в наличии этого самого «эмпирического выбора», т.к. на любой вопрос об антибиотикотерапии я получаю всегда один и тот же ответ: «Будем пить сумамед». В первый раз мне удалось избежать этого, прекрасно вылечились рулидом, во второе ОРВИ нам тоже грозило питье сумамеда дня так через три (по каким таким показаниям, на каких таких основаниях, непонятно). Понимаете, мои вот эти всхлипы по поводу — этот врач сказал так, а этот эдак ни в коем случае не являются обвинительными по отношению к конкретным докторам, т.к. и одного и второго я уважаю и мне они оба нравятся. Видимо, они дополняют друг друга в моем конкретном случае. Но все дело в том, что вот эти мои рассказы не являются чем-то особенным. Это обычные будни для многих и многих врачей и родителей на территории бывшего Сов. Союза. И самое печальное то, что достоверной, грамотной и хорошо преподнесенной информации об АБ и их использовании родителям немедикам получить практически невозможно. А по поводу гормонов. Я, в принципе, не имела в виду гормонотерапию атопии и т.д. конкретно. Меня вообще интересует эта тема. Гормонами же лечат массу заболеваний. Ведь ни для кого не секрет (может я и ошибаюсь), что на сегодняшний момент самыми эффективными противовоспалительными препаратами явл. гормональные мази. Это ведь так? И ведь бывают показания, когда без того же пресловутого адвантана не обойтись. Но ведь не дают же этого. У нас, например, ничего суперужасного в этом смысле не было (плюну три раза). Но я видела на улице, на дет. площадке жуткие лица маленьких (обычно до1.5 лет) детей, их руки, уши. Без содрогания смотреть на них было невозможно — одна сплошная корка фиолетового цвета, мокнущая или наоборот сухая. На вопрос «как вы с этим справляетесь», практически всегда получала ответ «Купаем в ромашке да череде». Но ведь видите — не помогает, видите, что хуже только становится — нет, они запуганы гормонами благодаря или уч. врачу или разным всяким публикациям и передачам. Я ведь не к тому, что всем нам надо лечиться АБ и гормонами, а к тому, что неплохо было бы поспокойнее относиться к этим методам. Пациентам не рисовать себе врага в каждом тюбике или наоборот не глотать/не мазаться без разбору, а врачам и чиновникам дать бы населению спокойную, взвешенную информацию без ужастиков и прикрас. Итог моего послания таков. Я в прошлый раз просто не сформулировала свой вопрос, расплылась опять. А суть моего вопроса был в следующем: действительно ли антибиотико- и гормонотерапия так ужасны, страшны и вредны для человеческого организма как полагают некоторые пациенты и даже врачи. На самом ли деле подобным «бомбометанием» лечат пациента уже практически на смертном одре, а до этого можно обойтись и более легкими средствами? Хотя, в принципе, ответ я получила — диагностика самое, наверное, больное место нашей с Вами медицины. Я права? Спасибо за внимание.

С уважением, Ольга

[Ответ доктора]
Здравствуйте, Ольга!

Вычленяем главное: » действительно ли антибиотико- и гормонотерапия так ужасны, страшны и вредны для человеческого организма как полагают некоторые пациенты и даже врачи. На самом ли деле подобным «бомбометанием» лечат пациента уже практически на смертном одре, а до этого можно обойтись и более легкими средствами? «

И подводим итог: не ужасно, при грамотном и рациональном использовании весьма эффективно и практически безопасно. Самое сложное — вышеупомянутое «грамотное и рациональное». Но это отдельная тема. А страхов не нужных, действительно очень много. Типичный пример — отношение «широких народных масс» к тем же гормональным контрацептивам — ну как убедить народ, что 10 лет пить таблетки менее вредно, чем сделать 1 аборт? Бороться с этими слухами и страхами в нашей стране очень сложно, прежде всего, потому, что каждый считает себе специалистом, но это пол беды. А главная беда в том, что очень многие считают себя вправе давать ценные указания окружающим — соседям, знакомым и прохожим. И с этим бороться практически невозможно.

Всего Вам доброго. Комаровский Евгений Олегович

Ребенок после пневмонии кашляет

Аденовирусная инфекция — это острое инфекционное заболевание, которое характеризуется интоксикацией, лихорадкой и поражением слизистой верхних дыхательных путей, в процесс могут вовлекаться также лимфатическая система и конъюнктива глаз.

Аденовирусная инфекция особенно часто встречается у детей младшего возраста.

Причина возникновения аденовирусной инфекции у детей.

Заболевание вызывается аденовирусом. У человека выделено более 40 подтипов аденовируса, в зависимости от того, каким подтипом вызывается инфекция, на передний план могут выходить симптомы поражения верхних дыхательных путей и глаз. Аденовирусы устойчивы во внешней среде, хорошо выдерживают низкие температуры, устойчивы к растворителям органической природы — хлороформу, эфиру и др., при нагревании до 60°С погибают через 30 мин.

Источником вируса является больной аденовирусной инфекцией.

В наибольшей концентрации выделяют вирус больные в острый период болезни. Больные наиболее опасны 2—4 недели с момента начала болезни. Вирус передается воздушно-капельным путем, то есть инфицирование происходит при вдыхании воздуха со взвешенным в нем вирусом. Больной выделяет вирус при разговоре, чихании, при глубоком дыхании, возможен и пищевой путь передачи по механизму возникновения кишечных инфекций. По этой причине по механизму передачи аденовирусная инфекция относится как к воздушно-капельным, так и к кишечным инфекциям.

Дети до полугода жизни практически никогда не болеют аденовирусной инфекцией в силу наличия у них пассивного иммунитета, переданного им матерью в виде специфических антител против аденовируса. Но после 6-месячного возраста иммунная защита постепенно ослабевает и ребенок становится восприимчивым к вирусу. Примерно до 7-летнего возраста ребенок может переболеть аденовирусной инфекцией несколько раз, и к 7 годам у него сформируется естественный приобретенный иммунитет. Поэтому после 7 лет дети болеют аденовирусной инфекцией очень редко, заболеваемость в этой группе детей резко падает.

Наибольшее число заболевших приходится на зимний период.

Механизм развития аденовирусной инфекции у детей.

Вирус проникает в эпителиальные клетки слизистой верхних дыхательных путей при вдыхании, иногда возможно проникновение вируса через слизистую конъюнктивы или через кишечник. Вирусы внедряются в клетки эпителия, проникая в ядро, где начинают активно размножаться. Пораженные клетки прекращают делиться и к моменту выхода размноженных вирусов — через 16—20 ч — гибнут. Вирус также способен размножаться в клетках лимфатических узлов. Этот период от проникновения вируса в организм до его однократного размножения занимает около суток и соответствует инкубационному периоду аденовирусной инфекции, то есть времени с момента проникновения вируса в организм до первых клинических проявлений. Новое поколение вирусных клеток выходит из разрушившейся клетки эпителия или лимфатического узла и попадает в кровь, откуда разносится по организму, а часть внедряется в близлежащие непораженные клетки.

Первоначальный удар приходится на слизистую глотки, носовой полости и миндалин. Возникает воспаление слизистой дыхательных путей и миндалин с отеком и обильным серозным отделяемым. Конъюнктива поражается по такому же принципу. Слизистая конъюнктивы отекает, возникает слезотечение, ребенок не может смотреть на яркий свет, щурится и отворачивается, со слизистой конъюнктивы отделяется выпот фибринозного характера в виде пленки, склеивающей ресницы. По мере распространения вируса кровью по организму поражаются новые группы лимфатических узлов. Вирусы из крови могут попадать в ткань легкого и размножаться в эпителии бронхов, вызывая пневмонии и бронхиты. Наличие вируса в крови создает риск вовлечения в патологический процесс других органов и систем, например почек, печени и селезенки. По этой причине возможно тяжелое течение болезни с вероятностью развития серьезных осложнений вплоть до токсико-инфекционного шока. В этих случаях болезнь может закончиться летальным исходом. При явлениях пневмонии или бронхита процесс носит сочетанный характер, в процессе принимают участие как вирус, так и вторично присоединившаяся бактериальная флора.

Клинические проявления аденовирусной инфекции у детей.

Период от попадания вируса в организм до появления первых симптомов болезни составляет примерно сутки, но может удлиняться до 2 недель. Симптомы болезни развиваются постепенно в определенном порядке. Первым признаком начала болезни является температура на фоне возникновения явления воспаления верхних дыхательных путей в виде насморка, боли в горле, чувства заложенности носа и затруднения носового дыхания.

Ребенок сонливый, вялый, капризный. Через 2— 3 дня температура нарастает до 38—39°С. Однако симптомы интоксикации выражены умеренно: аппетит немного ухудшен, но сохранен, ребенка беспокоит небольшая вялость, средней интенсивности головные боли, боли в мышцах и суставах. При более выраженных явлениях интоксикации возможны. появление болей в животе, нарушение стула в виде поноса, тошнота, возможна однократная рвота. С первого дня болезни появляются выделения серозного характера из носа (прозрачные), которые вскоре приобретают слизисто-гнойный характер (зеленоватый цвет слизистой консистенции). Дыхание через нос затруднено, ребенок дышит открытым ртом. Небные миндалины увеличены, выступают за края небных дужек, небные дужки красные, отекшие. Задняя стенка глотки красная и отекшая, с яркими очагами ярко-красного цвета. Ее покрывает слизь, а на фолликулах могут обнаруживаться белесоватые наложения, которые легко снимаются шпателем при осмотре.

Бронхит является частым и ранним осложнением аденовирусной инфекции, поэтому сухой кашель может наблюдаться с первых дней болезни. Кашель может сильно беспокоить ребенка, особенно если он сухой и навязчивый, в легких могут прослушиваться сухие хрипы. Через некоторое время кашель ставится влажным, присоединяется откашливающаяся мокрота.

Поражение слизистой оболочки глаз встречается в той или иной степени выраженности у всех больных явной формой аденовирусной инфекции. Поражение конъюнктивы может возникать в первый же день болезни или на 3—5-е сутки. Обычно начинается конъюнктивит с поражения слизистой одного глаза. Через сутки в процесс вовлекается второй глаз. Дети старшего возраста отмечают зуд, резь, ощущение песка в глазах, слезотечение, симптомы усиливаются при ярком свете. Слизистая отечная, ярко-красная, ресницы, слипшиеся желтоватыми корочками — засохшим отделяемым с поверхности пораженной конъюнктивы. Таким образом, конъюнктивит в сочетании с воспалением слизистой верхних дыхательных путей создает типичную клиническую картину аденовирусной инфекции и позволяет без труда ее диагностировать.

Смотрите так же:  Лечение простуды ребенок 4 месяца

Внешний вид ребенка, больного аденовирусной инфекцией, типичен: его лицо отекшее, бледное, веки воспаленные, отмечается обильное гнойное отделяемое из глаз и из носа. При осмотре шейные и нижнечелюстные лимфатические узлы увеличены, безболезненны, не спаяны с окружающими тканями. При подробном осмотре также может выявляться некоторое увеличение печени и селезенки, но довольно редко. На фоне высокой температуры и ярко выраженных клинических симптомов воспаления дыхательных путей у детей раннего возраста могут выявляться проходящие нарушения со стороны кишечника в виде расстройства стула. Стул жидкий, без особенностей, до 4—5 раз в день.

В общем анализе крови все показатели обычно соответствуют норме, за исключением анализов, взятых на высоте клинических проявлений. В последних могут обнаруживаться небольшой лейкоцитоз, небольшое увеличение СОЭ.

По тяжести течения выделяют формы аденовирусной инфекции:

По тому, какой синдром доминирует, выделяют следующие виды клинического течения аденовирусной инфекции: фарингоконъюнктивальная лихорадка, катар верхних дыхательных путей, кератоконъюнктивит, тонзиллофарингит, диарея, мезентериальный лимфаденит. Аденовирусная инфекция может протекать с осложнениями или без.

Фарингоконъюнктивальная лихорадка. Этот клинический вариант аденовирусной инфекции характеризуется длительным подъемом температуры в сочетании с ярко выраженными симптомами воспаления верхних дыхательных путей, увеличением миндалин, воспалением задней стенки глотки, увеличением регионарных лимфатических узлов, иногда печени и селезенки, выраженной реакцией со стороны слизистой глаз. Течение обычно длительное, до 2 недель, температура может носить непостоянный тип, периодически спадать и снова подниматься.

Тонзиллофарингит. Этот клинический вариант ставится при условии доминирования симптомов поражения ротоглотки над всеми другими клиническими проявлениями инфекции. Миндалины увеличиваются в размере, покрываются белесоватыми наложениями. Ангина в данном случае будет вызвана наслоением бактериальной флоры на первичную вирусную инфекцию. Увеличиваются шейные лимфатические узлы. Дети старшего возраста жалуются на боль в горле.

Мезентериальный лимфаденит — относительно частое проявление инфекции. Оно является неблагоприятным, так как клинически возникает картина острого живота, что является причиной для хирургического вмешательства по поводу предполагаемого острого аппендицита или другой хирургической патологии. Дети жалуются на приступообразные боли в области пупка или правой подвздошной области. Температура повышена, может возникать рвота, не приносящая длительного облегчения, при осмотре могут выявляться положительные симптомы поражения брюшины. Язык влажный, лейкоциты и другие показатели периферической крови в пределах нормы. При оперативном вмешательстве обнаруживаются увеличенные лимфатические узлы кишечника.

Катар верхних дыхательных путей — это наиболее распространенный вариант клинического течения аденовирусной инфекции. Проявляется непродолжительным (3—4 дня) периодом повышения температуры на фоне неярко выраженных явлений интоксикации в виде умеренной слабости, сонливости, некоторого снижения аппетита и умеренно выраженных явлений воспаления верхних дыхательных путей в виде ринита и трахеобронхита, увеличены лимфатические узлы. Явления трахеобронхита (сухой упорный кашель с чувством саднения в горле, носящий упорный мучительный характер) должны насторожить врача и родителей, так как они могут вызывать развитие синдрома крупа.

Кератоконъюнктивит — это относительно редкая форма болезни. Представляет собой сочетание поражения слизистой оболочки век и роговицы. Возникает внезапно с высокой лихорадки и головной боли. Появляется боль в глазах, светобоязнь. На роговице возникают мелкие белесоватые точки, которые быстро сливаются и вызывают помутнение роговицы. Изъязвления роговицы не бывает, заболевание оканчивается через 3—4 недели полным выздоровлением.

Легкая форма аденовирусной инфекции характеризуется температурой не выше 38,5°С, умеренно выраженными симптомами, в том числе интоксикации. При среднетяжелой форме температура может достигать 40 °С, но нет ярко выраженных тяжелых симптомов интоксикации. При тяжелом течении возникают пневмонии, дыхательная недостаточность, кератоконъюнктивиты, яркие симптомы, тяжелая интоксикация. Но тяжелые формы аденовирусной инфекции встречаются редко.

Особенности течения аденовирусной инфекции у новорожденных . У детей до полугода жизни инфекция встречается крайне редко, так как большинство детей имеют врожденный естественный иммунитет, полученный от матери через плаценту. Если же мать не имеет сформированного иммунитета, то ребенок легко заражается инфекцией в первые дни жизни. Инфекция, как правило, протекает с умеренным повышением температуры, слабым кашлем, выделением из носа серозного характера, затрудненным носовым дыханием. Ребенок беспокоен, может отказываться от груди, часто возникают поносы. У детей первого года жизни инфекция протекает обычно тяжело. Это объясняется частым присоединением вторичных бактериальных осложнений, таких, как бронхит, пневмония и т. д.

Врожденная форма аденовирусной инфекции может протекать по типу пневмонии или по типу воспаления верхних дыхательных путей. С первых дней жизни температура немного повышена, ребенок кашляет, носовое дыхание затруднено, при прослушивании легких отмечаются признаки пневмонии, клинически проявляющиеся одышкой, бледностью, кашлем с мокротой. Заболевание носит упорное течение, катаральные явления сохраняются длительно. Затем присоединяется бактериальная флора, развиваются комбинированные пневмонии, воспаления среднего уха и т. д. Врожденная аденовирусная инфекция может протекать как распространенная инфекция с одновременным поражением многих органов и систем.

Аденовирусная инфекция у детей, как правило, разрешается через неделю, но встречаются и затяжные формы с лихорадкой до 3-х недель. Насморк длится около 3-х недель, конъюнктивит проходит обычно в течение недели.

Осложнения всегда связаны с наложением вторичной бактериальной флоры. У детей первого года жизни часто возникает воспаление среднего уха, иногда — пневмонии как результат сочетания вирусной и вторичной бактериальной инфекций.

Диагностика аденовирусной инфекции у детей

Диагноз аденовирусной инфекции ставится на основании характерно развивающейся клинической картины с последовательным возникновением симптомов, на основании лабораторных исследований и эпидемиологической ситуации. Характерными клиническими проявлениями аденовирусной инфекции являются последовательно возникающие лихорадка, заложенность носа, слизистые обильные выделения из носа, ангина, фибринозные пленки на миндалинах, увеличение шейных лимфатических узлов, конъюнктивит с небольшим гнойным отделяемым. Следует помнить, что в клинической картине, в зависимости от формы, могут преобладать те или иные симптомы поражения в большей степени, чем другие. Продолжительность лихорадочного периода не является специфическим показателем и может колебаться от 5 дней до 2 недель.

От другой инфекции, передающейся воздушно-капельным путем, аденовирусную инфекцию отличают выраженная реакция со стороны лимфатических узлов, постепенное развитие симптомов в определенной очередности и наличие воспаления слизистой век с выраженным гнойным процессом.

Инфекционный мононуклеоз отличается от аденовирусной инфекции поражением нескольких групп или обширным поражением лимфатических узлов. При этом явления воспаления слизистой дыхательных путей, как правило, отсутствуют, а заложенность носа связана с резким увеличением миндалин. Кроме того, при инфекционном мононуклеозе непременно и выраженно увеличиваются печень и селезенка, а в крови при обычном общем анализе обнаруживают специфические клетки — атипичные мононуклеары.

В качестве лабораторной диагностики используют по большей части удобный и быстрый метод обнаружения антител к аденовирусу в соскобах эпителия дыхательных путей. Дня выявления непосредственно аденовирусов используют смывы с носоглотки, фекалии или кровь больного ребенка. Для более точной диагностики используют метод парных сывороток. Берут на анализ кровь ребенка в день обращения и через несколько дней после. Если концентрация антител к аденовирусу возрастает, то это является точным подтверждением наличия аденовирусной инфекции.

При подозрении на аденовирусную инфекцию необходимо оценить состояние здоровья контактных лиц и эпидемиологическую обстановку в коллективе детей.

Лечение аденовирусной инфекции у детей.

Детей, больных аденовирусной инфекцией, лечат дома. Исключение составляют дети с тяжелым течением аденовирусной инфекции или с присоединившимися осложнениями. Детям атипичным течением назначают постельный режим. Ребенку необходимо обеспечить полный покой и тщательный уход. Длительность постельного режима должна составлять весь период с повышенной температурой и 2—3 дня после нормализации температуры. Но до исчезновения всех клинических явлений ребенок должен быть огражден от физических нагрузок, режим должен оставаться щадящим.

Питание должно быть полноценным. Следует помнить, что в случаях, если ребенка беспокоит тошнота, если он отказывается от еды, не нужно заставлять ребенка есть, это может утяжелить его состояние. При адекватном режиме и питании тошнота быстро пройдет, и ребенок сам вернется к привычному питанию. Рекомендуется давать обильное горячее питье, чай, кисели, теплые морсы и компоты. Вся еда должна быть теплой.

Если температура ребенка ниже 37,5 °С, нет необходимости в ее снижении медикаментозными препаратами. При более высокой температуре можно применять спиртовое обтирание. Необходимо смочить вату или бинт 40%-ным спиртом и смачивать внутреннюю поверхность рук, бедер, боковую поверхность шеи. На эти же места можно прикладывать смоченные в холодной воде компрессы. Если температура не снижается, можно давать ребенку жаропонижающие препараты.

При выраженном сухом кашле можно начать лечение с приема грудного сбора в виде горячего отвара. Помогает также щелочное питье в виде горячего молока с небольшим количеством (на кончике ложки) соды. Если ребенок отказывается от молока, можно поить его подогретыми щелочными минеральными водами. Если кашель носит влажный характер с трудно отхаркивающейся мокротой, можно применять отхаркивающие препараты («Бронхолитин», АЦЦ), если кашель длительный, сухой, саднящий — целесообразнее будет применять препараты, подавляющие кашель (содержащие кодеин, например, «Коделак»).

При поражении глаз необходимо оградить ребенка от яркого дневного света. Можно промывать глаза очень слабым раствором марганцовки (едва розовым) или некрепким отваром чая. В глаза можно закапывать антибактериальные капли, например «Макситрол» или 0,2%-ный водный раствор оксолина. Для того чтобы закапать ребенку капли, нужно повернуть его голову немного набок и закапать одну-две капли во внутренний угол глаза, так чтобы капля под наклоном стекла по поверхности глаза. Для того чтобы закапать капли в другой глаз, нужно повернуть голову ребенка в другую сторону. Можно также применять оксолиновую мазь, которую закладывают в полость за нижним веком. Для этого нужно, немного оттянув край нижнего века вниз, выдавить в полость 1—3 мм мази.

При насморке можно промывать нос слабым солевым раствором с помощью шприца или закапывать в нос сосудосуживающие капли. Следует избегать длительного применения капель (не более 5—7 дней), так как они могут вызвать временную дисфункцию слизистой оболочки.

В качестве общеукрепляющей терапии можно применять витамины, особенно витамин С в виде драже или отвара шиповника.

После выздоровления следует следить за тем, чтобы ребенок не переохлаждался, тепло одевался. Следует оградить его на несколько недель от занятий физкультурой.

Антибактериальная терапия назначается индивидуально при наличии осложнений в виде воспаления среднего уха, пневмоний и др.

В комплексе с лечебными мероприятиями у детей со сниженным иммунитетом (частые ОРВИ, рахит, недостаточное питание), при затянувшемся инфекционном процессе или присоединившихся осложнениях необходимо применять препараты, стимулирующие защитные свойства организма.

К препаратам, оказывающим неспецифическое действие, относят метилурацил, лизоцим или пентоксил. Лизоцим — фермент, активирующий механизмы местной иммунной защиты и выработку антител, стимулирует процессы восстановления ткани и обладает активностью против бактерий, оказывает обезболивающий эффект. Применяют его в дозе 30—40 мг на 1 кг массы тела ребенка под язык за 30 мин до еды, 3—4 раза в день. Прополис — биологический препарат, обладающий общестимулирующим действием, оказывает статическое действие на бактерии (ограничивает размножение). Применяется спиртовой раствор, который перед употреблением разводят в грудном молоке или воде.

К препаратам, оказывающим стимулирующее действие на иммунитет, относятся витамины C, B6 и B15.

У детей раннего возраста при неблагоприятных состояниях (иммунодифицитные состояния приобретенного или врожденного характера) инфекционные процессы часто принимают затяжное течение и может развиться токсико-дистрофическое состояние. В клинической картине будут симптомы интоксикации (сонливость, вялость, отсутствие аппетита), упорная рвота, поносы, истощение.

Лечение таких состояний проводят поэтапно. Прежде всего отменяют антибиотикотерапию и назначают иммуноглобулины, проводя дезинтоксикационную терапию (обильное введение жидкости в виде питья или инъекций). При выраженном белковом дефиците вводят свежезамороженную плазму. При выраженной анемии показаны эритроцитарные массы и эритропоэтин внутривенно. При длительных тяжелых диареях и развивающейся дистрофии применяют парентеральное питание с помощью внутривенно вводимых растворов аминокислот, глюкозы, жировых эмульсий. Для лечения дисбактериозов применяют бифидумбактерин или в питании детей применяют бифиллин, бифидокефир и другие продукты питания, обогащенные защитными факторами.

Прогноз при аденовирусной инфекции благоприятный. Прогноз утяжеляется при присоединении осложнений и зависит от их тяжести и характера.

Профилактика аденовирусной инфекции у детей.

Для профилактики всех заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, решающее значение имеет изоляция заболевшего в как можно более ранние сроки. Специфической профилактики аденовирусной инфекции не существует — прививки и вакцины против аденовирусной инфекции не применяются.

В зимнее время необходимо следить, чтобы ребенок не переохлаждался. В условиях детских коллективов ребенка с подозрением на инфекцию необходимо изолировать от коллектива. Игрушки, общие предметы пользования необходимо обработать слабыми растворами хлора, посуду, белье и одежду желательно прокипятить. В помещении следует провести влажную уборку и хорошо проветрить помещение. У детей, которые находились в контакте с предположительно больным аденовирусной инфекцией ребенком, следует ежедневно измерять температуру и следить за общим состоянием. При эпидемических вспышках в условиях замкнутого коллектива целесообразно объявить карантин. Это предотвратит распространение инфекции.

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *