Содержание статьи:
- 1 Ноотропы для детей
- 2 Показания к применению
- 3 Какие препараты может назначить врач?
- 4 Вывод о диагностике в России
- 5 Этот загадочный аутизм
- 6 Глиатилин для детей: правила применения
- 7 Принцип действия препарата
- 8 Состав и лекарственные формы
- 9 Показания к применению
- 10 Комаровский о «таблетках для памяти» — видео
- 11 Инструкция по применению
- 12 Противопоказания и возможные побочные эффекты
- 13 Чем заменить Глиатилин для детей
- 14 Мнение врачей о препарате
- 15 Отзывы родителей
Ноотропы для детей
Нервная система человека, недавно появившегося на свет, еще незрелая. Она будет совершенствоваться годами. Неудивительно, что заботливые родители пристально вглядываются в своего кроху — а нет ли у него каких-нибудь отклонений?
Малыш бывает беспокойным перед сном? Иногда дрожит подбородок, дергаются ручки, ножки, малыш обильно и часто срыгивает, отстает в развитии от сверстников? У карапуза задержка речевого развития или он не хочет садиться и ходить в среднестатистический срок? Все эти симптомы могут быть признаком как естественной для крох незрелости нервной системы, так и серьезного заболевания.
Когда вопрос встает, что называется, ребром, родителям и детским врачам некогда ждать, пройдут ли тревожные симптомы со временем.
Ведь чем старше ребенок, тем сложнее исправить отклонения, вызванные неврологическими патологиями. В этой ситуации детям назначают ноотропные препараты. Пугаться не стоит — по статистике, их выписывают каждому третьему малышу.
Ноотропы – это нейрометаболические стимуляторы. Проще говоря, препараты, которые активно действуют на высшие психические функции мозга, улучшают кровообращение и работу нервной системы, стимулируют обменные процессы в нервных тканях. В международной классификации у ноотропных средств нет отдельной группы, их объединили с психостимуляторами. Но это также не повод для волнений.
Ноотропное действие основано на нескольких процессах. Они улучшают энергетическое состояние нервных клеток (нейронов), ускоряют процессы, протекающие в центральной нервной системе, насыщают мозг кислородом, укрепляют мембраны нервных клеток, увеличивают скорость импульсов в мозге. Как следствие, обменные процессы в мозге значительно улучшаются, «крепчает» память, «оживляется» восприятие. Позитивно ноотропы действуют и на механизмы мышления, увеличивают интеллектуальные способности. Именно за это ноотропы получили свое второе неофициальное имя — «стимуляторы познания».
Ноотропные препараты бывают различной классификации, всего их более 20 видов. Это более сотни названий.
Показания к применению
Ноотропные препараты детям назначают при следующих заболеваниях и состояниях:
- Отставание в развитии психики ребенка,
- Задержка развития речи,
- Последствия внутриутробного страдания малыша, в ходе которого оказалась пораженной центральная нервная система,
- Травмы головы (сотрясения мозга, ЧМТ),
- Синдром дефицита внимания,
- Различные формы умственной отсталости,
- Детский церебральный паралич (ДЦП),
Кроме того, отдельные виды ноотропных препаратов, скорее всего, назначат при сильном заикании, нарушении сна у ребенка, расстройствах мочеиспускания, мигрени, сильных головокружениях. Ноотропы применяют для лечения гиперкинезов (это хаотичные судорожные случайно возникающие движения руками и ногами у детей), а также для профилактики укачивания. Кроме того, ноотропные препараты для лечения детей применяются в офтальмологии, токсикологии, травматологии.
Несмотря на свое довольно позитивное воздействие на организм, споры и научные дискуссии вокруг ноотропов не утихают. Широкое применение эти препараты нашли только в России и странах бывшего СНГ. Вероятно потому, что их начали использовать в нашей медицине еще в середине XX века. Европейские и американские врачи, к примеру, отказываются назначать ноотропы своим маленьким пациентам.
Причина в том, что эффективность и пользу ноотропных средств научно доказать пока не удалось. Хотя все согласны с тем, что особого вреда от них тоже нет. А какой тогда смысл лечить ноотропами всех и вся, если речь, конечно, не идет о перечне заболеваний, указанном выше? Такого мнения, в частности, придерживаются известные врачи Рошаль и Комаровский. Некоторые специалисты предлагают даже перевести ноотропные препараты из категории лекарственных средств в категорию биологически активных добавок.
Автор следующего видеоролика расскажет, как ноотропные препараты влияют на мозг.
Какие препараты может назначить врач?
- Главный и самый первый в истории ноотроп, «отец-основатель» всех остальных препаратов этого семейства, — Пирацетам. Большинству россиян и жителей стран бывшего СНГ он знаком и по другим названиям-синонимам: Ноотропил, Церебрил, Луцетам, Ойкамид и др.
Пирацетам синтезировали более полувека назад. Препарат благотворно влияет на мозг, стимулирует память, увеличивает способности к интеллектуальным нагрузкам и мотивирует к обучению, способствует концентрации внимания. Выпускается в капсулах, ампулах и в таблетках. Детям до года Пирацетам не рекомендуется. Кроме того, этот препарат не походит малышам с психомоторным возбуждением.
Среди побочных явлений от приема «Пирацетама» — бессонница, нарушение координации движений, раздражительность, спутанность сознания.
- Еще один очень популярный у российских педиатров препарат – Пантогам. Это ноотропное противосудорожное средство. Выпускается в форме таблеток и сиропа. Его доктор может прописать вашему малышу с первых дней жизни.
Лекарство улучшает состояние детей с различными формами ДЦП, шизофренией, аутизма. Кроме того, Пантогам помогает при недержании мочи, детских нервных тиках, синдроме гиперактивности и задержке речевого развития. Побочные действия сведены к минимуму, к сонливости и аллергической реакции на какой-либо компонент Пантогама.
- Пикамилон — расширяющий сосуды мозга ноотропный препарат, аналог Пирацетама. Помимо прочего, обладает психостимулирующим и легким транквилизирующим действием. Выпускается в ампулах для внутривенного и внутримышечного введения и в таблетках. Не рекомендуется детям до 3 лет.
Нередко Пикамилон назначают чрезмерно тревожным, эмоционально-нестабильным детям. Кроме того, этот ноотроп принимают для повышения выносливости в условиях физических и психических перегрузок, например, спортсмены.
Среди побочных действий – головная боль, тошнота, кожный зуд. Препарат нельзя принимать ребенку, имеющему проблемы с почками.
- Фенибут — современный ноотроп, который достаточно часто назначают детям. Он стимулирует деятельность нервной системы, повышает умственную работоспособность, улучшает память, помогает школьникам справляться с перегрузками в процессе обучения. Эффект транквилизатора помогает снять тревогу, раздражительность, улучшить сон. Выпускается в таблетках и порошках. Этот препарат низкотоксичен, а потому его прописывают детям с 2 лет. Среди побочных явлений – головокружение, сонливость, тошнота.
В следующем видеоролике можно увидеть подробный обзор ноотропного препарата Фенибут.
- Пиритинол — ноотропное средство с незначительным седативным эффектом. Часто его советуют принимать при депрессивных состояниях, вегето — сосудистой дистонии, повышенной утомляемости, задержке психического развития. Подходит детям с 1 года. Имеет достаточно большой перечень побочных действий от тошноты до полимиозита, диспноэ и потери вкусовых ощущений.
- Циннаризин (синонимы Балциннарзин, Вертизин, Дизирон, Циннарон, Циризин) — это ноотроп, в инструкции по применению к которому сказано, что детям до 12 лет он не рекомендован. Однако многие врачи уже давно прописывают этот препарат малышам до года, и утверждают о положительном его воздействии. Впрочем, эффективность лекарства не была доказана, а вот побочные действия у пациентов фиксировали. У этого препарата они довольны серьезные: нарушения деятельности печени и почек, падение давления, головные боли. Выпускается Циннаризин в капсулах и таблетках.
- Семакс — один из любимых педиатрами ноотропных препаратов. Он выпускается в виде капель в нос, а потому применять его удобно даже самым маленьким пациентам. Семакс приходит на помощь в тех случаях, когда у детей наблюдается задержка речевого развития, нарушения сна, гипервозбудимость, капризность. Среди побочных явлений – головокружение, раздражение слизистой оболочки носа.
- Прекрасным вариантом может быть простейшая аминоуксусная кислота Глицин. Она обладает всеми достоинствами ноотропов, но лишена пугающих побочных явлений. Глицин назначают малышам любого возраста. Препарат регулирует процессы возбуждения и торможения. В результате у ребенка повышается внимание, существенно улучшается обучаемость, нормализуется ночной сон.
Перечислить все препараты ноотропного семейства практически невозможно, их очень много, к тому же фармацевтическая промышленность на месте не стоит, и почти каждый год представляет что-то новое. Искать новые формулы в ноотропных препаратах выгодно, ведь эти средства довольно востребованы и взрослыми, и детьми.
- Из «новинок» хочется отметить японский ноотроп Гаммалон. Стоимость этого препарата превышает стоимость его родоначальника Пирацетама более чем в 100 раз. Упаковка препарата из страны Восходящего Солнца стоит около 2500 рублей за упаковку (100 таблеток).
По отзывам в Интернете, он помогает даже детям с тяжелыми формами аутизма и детского церебрального паралича, облегчает их состояние. Но у ряда медиков Гаммалон вызывает сомнения. Дело в том, что даже поверхностный анализ инструкции по применению наблюдательным пациентам может подсказать, что в составе японского «чудо-лекарства» одна-единственная аминокислота — гамма-аминомасляная.
Ноотроп с таким же точным составом – Аминалон. Только стоит он всего 99 рублей. Практичный подход к вопросу подсказывает, что японский Гаммалон -просто удачный маркетинговый ход, тем более что и его эффективность и польза, как и у других ноотропных препаратов, научно доказана пока не была.
Вывод о диагностике в России
В России сложилась своеобразная практика диагностики. Врачи в поликлинике ради «перестраховки» могут поставить неврологический или даже психиатрический диагноз любому ребенку с повышенной возбудимостью, очень подвижному или тревожному. По большому счету, был бы человек, а диагноз найдется.
Врачей за это осуждать нельзя. Им так предписывает Минздрав. Ведь пропустить начинающееся заболевание еще страшнее. Родители начинают лечить малыша назначенными осторожным врачом ноотропными препаратами, не зная на самом деле, вредны ли они. При реально существующем заболевании ноотропы эффективны, но в случае врачебной «перестраховки» препарат здоровому ребенку не принесет ровным счетом ничего, кроме вероятных «побочек».
Нет у докторов и точных и единых критериев оценки поведения маленьких детей. Поэтому установить грань между обычным беспокойным ребенком и малышом с неврологическим заболеванием довольно сложно.
Несмотря на все методы диагностики, решение дилеммы «Норма или патология» ложится на плечи доктора и в конечном счете определятся только им. А это благодатная почва для врачебных ошибок и тех самых перестраховок «на всякий случай».
Смотрите так же: Памятки для родителей по профилактике гриппа
Главный принцип любого врача – «Не навреди», и испытывать на ребенке средства в поисках возможности получить наконец список препаратов с доказанной эффективностью, по меньшей мере недальновидно и неэтично. Пусть лучше статистику пополняют лабораторные животные.
Однако если серьезный диагноз уже поставлен, то отказываться от приема ноотропов не стоит. И уже тем более не надо покупать ноотропные средства в аптеке самостоятельно, не посоветовавшись с врачом, прислушиваясь только к рекламным роликам, вещающим о том, как помочь ребенку нормализовать сон, наладить учебу в школе или снять гиперактивность. Ноотропов много, а ребенок у вас один. Берегите его!
Подробнее о ноотропах смотрите в следующем видео.
Этот загадочный аутизм
Трагедия не в том, что мы есть, а в том, что в вашем мире нет места для нас. Джим Синклер, аутист
Дать краткое, емкое и всеобъемлющее определение аутизма — задача не самая легкая. Объясняется это не только тем, что проявления аутизма многолики, но и существованием большого количества теорий, освещающих вопросы реабилитации, воспитания, питания при аутизме. Это зависит не только от года, в котором была сформирована та или иная теория (так как подход к такому явлению как аутизм за последние 100 лет существенно изменился), но и от личной позиции и опыта специалиста.
Однако, проанализировав несколько определений, данных разными авторами, мы понимаем, что почти все специалисты как ведущий симптом определяют недоразвитость социальных навыков, нарушение общения и любых форм социального взаимодействия (вплоть до полного отказа от контакта с социумом). Это действительно считают одним из самых ярких проявлений аутизма. Если говорить об интеллектуальном развитии при аутизме, то следует отметить его неравномерность, и этим аутизм отличается от, например, задержек развития, когда ребенок развивается по «нормальным» законам, но медленнее, чем сверстники.
Характерной чертой психического развития при аутизме является противоречивость, неоднозначность нарушений. Аутичный ребенок может быть и высокоинтеллектуальным и умственно отсталым, может быть одаренным в какой-то области (музыка, математика), но при этом не иметь простейших бытовых и социальных навыков. Один и тот же ребенок в разных ситуациях может быть неуклюжим, а может демонстрировать удивительную моторную ловкость. Умственный коэффициент аутичных детей нередко превышает 70 баллов по стобалльной шкале. Такие дети проявляют способности — иногда просто гениальные — к рисованию, музыке, конструированию. Они носят название «островков знания», а тех, кто ими обладает, называют «учеными аутистами». Остальные сферы жизни не затрагиваются вовсе и не интересуют ребенка.
Определения аутизма
К.С. Лебединская. Аутизм — это отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой.
Тэмпл Грэндин, аутист. Аутизм — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие.
Определение по классификации психиатрических болезней — DSM-III-R. Аутизм отнесен к разряду неспецифических нарушений развития, характеризуемых ранним (до 30 месяцев) появлением неконтактности, нарушением речевого развития с эхолалией, причудливым поведением в виде неприятия изменений окружающего, либо неадекватной привязанности к неодушевленным предметам при отсутствии бреда и галлюцинаций.
К. Гилберг, Т. Питерс. Аутизм — нарушение, включающее не одну дисфункцию как, например, при специфическом метаболическом расстройстве. Понятие аутизма представляет собой комплексное нарушение, в большей мере, чем эпилепсия и умственная отсталость. Аутизм является симптомным проявлением дисфункции мозга, которая может быть вызвана разными поражениями.
В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. Аутизм — во-первых, экстремальное одиночество ребенка, нарушение его эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми; во-вторых, крайняя стереотипность в поведении, проявляющаяся и как консерватизм в отношениях с миром, страх изменений в нем, и как обилие однотипных аффективных действий, влечений интересов; в-третьих, особое речевое и интеллектуальное недоразвитие, не связанное, как правило, с первичной недостаточностью этих функций. выраженное снижение порога аффективного дискомфорта, господство отрицательных переживаний, состояние тревоги, страха перед окружающим.
МНОГОЛИКИЙ АУТИЗМ
В последние годы вопросам аутизма уделяется особое внимание. Связано это с тем, что, по данным ряда исследований, количество аутичных людей с каждым годом растет. Однако неясно, связано ли это с какими-то внешними факторами или же просто происходит расширение границ понятия «аутичности».
Термин «аутизм» был введен в 1912 году Э. Блейлером для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности.
В современной психологии и психиатрии термин «аутизм» используется также применительно к нормальной психике. Сейчас все чаще говорят о том, что аутизация может выступать в качестве механизма психологической защиты от психотравмирующих влияний. В некоторых зарубежных психологических теориях аутизм рассматривается как нормальное состояние ребенка на начальных этапах его развития.
Аутизм как симптом встречается при довольно многих расстройствах, но в некоторых случаях он проявляется очень (в первые годы и даже месяцы жизни ребенка), занимает центральное, ведущее место в клинической картине и оказывает влияние на все психическое развитие ребенка. В таких случаях говорят о синдроме раннего детского аутизма (РДА), который считают клинической моделью особого варианта психического развития. При РДА отдельные психические функции развиваются замедленно, тогда как другие — патологически ускоренно. Так, нередко не по возрасту богатый словарный запас сочетается с совершенно неразвитой коммуникативной функцией речи (т.е. речь не используется в своей прямой функции — для общения). В ряде случаев наблюдаются не все требуемые для постановки диагноза РДА клинические характеристики, хотя не возникает сомнений, что коррекция должна опираться на методы, принятые в работе с аутичными детьми. В такой ситуации нередко говорят об аутистических чертах личности и аутическом спектре.
Так что же такое аутизм — симптом, синдром или болезнь? Однозначного ответа на этот вопрос нет и поныне. Некоторые считают, что это и то, и другое, и третье. Много споров возникает вокруг того, что при аутизме является первичным и определяющим — интеллектуальное, эмоциональное или личностное расстройство. Ответов не меньше, чем вопросов, но попробуем все же кое-что прояснить.
Симптомы аутизма у ребенка раннего возраста (0-3 года)
Обычно наблюдается только часть симптомов:
— не «гулит» до 1 года (или гуление напоминает визг или крик), не говорит единичных слов до 16 месяцев, не строит фразы из двух слов до 2 лет;
— не владеет речью;
— не имитирует поведение людей или животных, а также различные звуки;
— говорит с неадекватной интонацией (тон и ритм нарушены — напоминает «деревянную» речь, как у робота);
— повторяет личные местоимения так же, как слышит;
— повторяет одни и те же фразы (эхолалия).
Невербальная коммуникация:
— ребенок до года не указывает на предметы;
— не применяет жестов;
— говорит с неподвижной мимикой, не использует указательный жест (ребенок просто берет родителя за руку, подводит взрослого к месту привычного расположения объекта и ждет, пока ему дадут предмет);
— не проявляет интереса к знакомству, испытывает полное безразличие к окружающим; — не смотрит в глаза (или смотрит очень редко).
Восприятие:
— ребенок не отзывается, когда его зовут по имени;
— не понимает речи (воспринимает ее как шум);
— никак не реагирует на громкие звуки, производя впечатление глухого;
— очень чувствителен к определенным звукам (например, зажимает уши, услышав лай собаки);
— не узнает себя в зеркале.
Другие особенности поведения:
— не может сосредоточиться на предмете или на словах (очень короткий период удерживания внимания);
— в течение длительного времени повторяет одни и те же телесные движения (например, вертит руками, раскачивается туда и обратно);
— периодически испытывает сильные приступы гнева;
— подолгу фиксирует взгляд на одном предмете;
— сильно сопротивляется, когда кто-то пытается изменить привычное течение событий.
Примечание: некоторые дети-аутисты демонстрируют раннее и быстрое развитие речи. Любят, когда им читают, запоминают и пересказывают целые куски текста. При этом плохо понимают переносный смысл речи — метафоры
ЧТО ВЫЗЫВАЕТ АУТИЗМ?
На сегодняшний день в специальной литературе существует множество концепций происхождения аутизма. Его возникновение объясняют и неблагоприятными воздействиями в течение внутриутробного периода, и родовой травмой, и влиянием прививок, и ухудшением экологической ситуации, и непереносимостью глютена, казеина, лактозы. Говорят и о генетической природе аутизма. Есть сведения о том, что аутизм действительно может быть наследственно обусловлен, но, скорее всего, наследуется не сам аутизм, а предпосылки к его развитию. Будут они реализованы или нет — во многом зависит от внешних обстоятельств, которые, скорее, являются не причиной, а условиями развития аутизма. Именно поэтому нередко появлению признаков аутизма в возрасте до 2-2,5 лет предшествуют самые различные события: родовые травмы, природовая асфиксия и другие нарушения еременности и родов, а также различные факторы, действующие уже после рождения.
Рассмотрим основные концепции происхождения аутизма — их можно разделить на несколько больших групп.
Теория эмоциональной холодности
Этой теории придерживаются сторонники психоаналитической традиции, сформулировал ее Л. Каннер.
В рамках психоанализа аутизм рассматривается как результат раннего психогенного воздействия. Основной причиной при этом считается эмоциональная холодность матери, ее безразличие к ребенку вследствие нежелательной беременности и ее собственных личностных проблем.
Современные научные исследования, посвященные анализу взаимодействия матерей и детей с ранним детским аутизмом, а также некоторые клинические данные об особенностях функционирования центральной нервной системы у детей изучаемой категории опровергают эту теорию.
Смотрите так же: Ангина лечение антибиотики сумамед
Аутизм как порождение внешних факторов
В настоящее время популярна теория, доказывающая, что такое расстройство как аутизм вызывают ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ (например непереносимость казеина, глютена, лактозы, неспособность справляться с токсинами, поступающими в организм).
Последователи этой теории настаивают на том, что все проявления атуизма не первичны и не являются следствием психического расстройства. Они ссылаются на зарубежные исследования, показавшие, что во многих случаях аутизм вызывается дисфункцией иммунной системы: конкретные вещества влияют на развитие мозга у части детей и являются причиной аутичного поведения. По мнению специалистов, придерживающихся этой теории, организм аутичного ребенка просто не в состоянии полноценно расщеплять определенные протеины — они превращаются в опиаты, наркотические вещества, негативно воздействующие на работу мозга.
Найдено два таких основных компонента: глютен (протеин пшеницы, овса, ржи и ячменя) и казеин (молочный протеин). Однако могут быть реакции и на другие вещества, фенольные продукты, слишком сильная реакция на другие аллергены, а также токсины, поступающие из окружающей среды (в том числе в результате ухудшения экологической ситуации и вакцинирования). Соответственно, максимально устранив вещества, нарушающие работу организма, можно свести проявления атуичной симптоматики к минимуму, а то и вовсе добиться ее исчезновения.
Этот подход пока еще не нашел одобрения и широкого применения в научном мире, а в нашей стране лишь немногие специалисты рекомендуют диету как основой способ лечения атуизма. Однако многие родители, опробовавшие ее, говорят, что замечают прогресс в состоянии своих детей — заметные улучшения наступают в контакте глаз, социализации, развитии речи. Также многие отмечают улучшение работы кишечника и нормализацию сна.
Аутизм как следствие аффективных расстройств
Концепции, делающие акцент на аффективных расстройствах* как определяющих отношения аутистов с миром .Эти концепции включают две большие группы.
Аффективные расстройства — психические расстройства настроения, связанные с нарушениями в эмоциональной сфере.
Согласно теориям первой группы, причина всех проявлений аутизма — ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ.
Наиболее последовательной и детально разработанной концепцией подобного рода считается теория В.В. Лебединского, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг. Согласно их подходу, биологическая недостаточность создает особые патологические условия, к которым вынужден приспосабливаться аутичный ребенок. С момента рождения наблюдается типичное сочетание двух патогенных факторов: нарушение возможности активно взаимодействовать со средой и снижение порога аффективного дискомфорта в контактах с миром, проявляющееся в болезненных реакциях на обычные раздражители и повышенной ранимости при контактах с другим человеком. Оба указанных фактора действуют в одном направлении, препятствуя развитию активного взаимодействия со средой и создавая предпосылки для усиления самозащиты. Те специалисты, которые придерживаются данной теории, интерпретируют многие проявления аутизма как результат включения защитных и компенсаторных механизмов, позволяющих ребенку устанавливать относительно стабильные, хотя и патологические, взаимоотношения с миром.
В рамках данной концепции искажение развития когнитивных (познавательных) функций — это следствие нарушений в аффективной (эмоциональной) сфере. Особенности формирования моторных процессов, восприятия, речи и мышления непосредственно связываются с рано возникшими грубыми эмоциональными расстройствами. Выделение четырех уровней позволяет авторам объяснить весь спектр проявлений аутизма (эти уровни будут приведены в конце статьи).
По мнению авторов концепций второй группы, аффективные расстройства производны от специфических КОГНИТИВНЫХ (сферы познания) НАРУШЕНИЙ. Утверждается, что для аутистов типично врожденное отсутствие способности воспринимать и отвечать на аффективную экспрессию (эмоции) других людей. В связи с таким дефицитом ребенок с аутизмом не получает необходимого социального опыта в период раннего детства. Последнее приводит к неполноценности когнитивных структур, необходимых для нормального общения. Таким образом, сторонники данной теории считают первичность специфического когнитивного дефицита основным источником проблем.
Еще одна теория считает коммуникативные проблемы у детей с аутизмом следствием нарушения способности имитации лицевой экспрессии. Адепты этой теории считают, что, имитируя аффективную экспрессию взрослого, ребенок начинает испытывать те же эмоции. Так возникает «эмоциональное заражение», позволяющее ребенку идентифицировать взрослого как «нечто похожее на него самого». Авторы полагают, что при аутизме эта врожденная система имитации повреждена, что и приводит к нарушению взаимодействия с миром.
Аутизм как следствие когнитивных нарушений
Теории, согласно которым нарушение именно когнитивной (познавательной) сферы и есть источник отклонений.
Одна из наиболее известных концепций такого рода — теория U. Frith. Основанием для ее создания послужили результаты экспериментальных исследований и наблюдений, которые обнаружили не только снижение возможностей, но и специфические способности аутистов (например высокие показатели при запоминании слов, не связанных по смыслу, умение воспроизводить бессмысленные звукосочетания, умение узнавать перевернутые и зашумленные изображения, выделять второстепенные признаки при классификации лиц). В то же время больные аутизмом затрудняются при выполнении тестов на запоминание предложений, на классификацию лиц по эмоциональному выражению, на узнавание правильно ориентированных изображений и т.д.
У. Фриф предположила, что аутизм характеризуется специфическим дисбалансом в интеграции информации. По мнению автора, нормальный процесс переработки информации заключается в тенденции сводить разрозненную информацию в единую картину, связанную общим контекстом или «центральной связью». Она считает, что при аутизме нарушается именно это универсальное свойство процесса переработки информации человеком. В то время как нормальные субъекты интерпретируют информацию, исходя из контекста, в котором предъявлены стимулы, больные аутизмом свободны, от такого «контекстуального принуждения».
В последнее время исключительную популярность приобрела еще одна теория аутизма, получившая название «Теория намерений». Ее создатели У. Фриф, А. Лесли, С. Барон-Кохен утверждают, что триада поведенческих нарушений при аутизме обусловлена повреждением фундаментальной человеческой способности понимать намерения других людей. Здоровые дети приблизительно в возрасте 4 лет начинают понимать, что люди имеют убеждения и желания («ментальные состояния»), и что именно они детерминируют поведение. По мнению авторов, у людей с аутизмом эта способность отсутствует, что приводит к нарушению развития воображения формирования коммуникативных и социальных навыков. Иметь теорию намерений, означает быть способным приписывать независимые ментальные состояния себе и другим. Именно такая способность позволяет объяснять и прогнозировать поведение. Предполагается, что существует некоторый врожденный когнитивный механизм, обеспечивающий формирование особого типа представлений, а именно представлений о ментальных состояниях. Авторами концепции была разработана целая батарея тестов, с помощью которой удалось показать, что большинство больных аутизмом несостоятельны в понимании желаний, намерений, знаний и т.д. других людей.
Таким образом, большинство современных исследователей указывают на первичный когнитивный дефицит у больных аутизмом. Несомненно, создание теории аутизма представляет большие трудности. Это связано прежде всего с тем, что данное состояние включает в себя спектр симптомов, отражающих и дефицит, и особые способности этих больных. Полноценная концепция с необходимостью должна непротиворечиво объяснять и то, и другое, а также указать первичную причину, лежащую в основе своеобразия развития. Кроме того, поскольку практически все исследователи аутизма признают, что в основе болезни лежит нарушение центральной нервной системы, логично предположить, что у этих больных может быть обнаружен некоторый специфический нейропсихологический синдром, который, в свою очередь, должен быть сопоставим с психологической моделью.
Глиатилин для детей: правила применения
В последние годы ноотропные средства всё чаще используются в педиатрической практике. Круг их применения довольно широк: активизация памяти и умственной деятельности, развитие речевых навыков, повышение устойчивости мозга к травмирующим факторам и т. д. Одним из часто назначаемых ноотропов является итальянский препарат Глиатилин. Многие родители впервые слышат это название только на приёме у врача, поэтому стараются узнать о нём как можно больше, прежде чем приобретать и давать ребёнку.
Принцип действия препарата
Глиатилин — медикамент, относящийся к классу нейропротекторов. Он восстанавливает кровообращение и метаболизм в нервной ткани. Главное же действие препарата основано на улучшении проводимости нейронных импульсов в коре больших полушарий.
Попадая в человеческий организм, ноотроп распадается на два вещества, которые участвуют в биологических и химических реакциях, протекающих в мозге: холин и глицерофосфат. Их действие заключается в следующем:
- Холин способствует синтезу ацетилхолина — медиатора, играющего главную роль в передаче импульсов в нервной ткани. Благодаря этому веществу повышается скорость информационного обмена между нейронами.
- Глицерофосфат принимает непосредственное участие в синтезе фосфолипидов — компонентов клеточной оболочки. Достаточное количество этих веществ позволяет клеткам противостоять отрицательному влиянию окружающей среды.
Таким образом, Глиатилин участвует в активизации церебрального кровообращения и обменных процессах в ЦНС. Именно благодаря этим функциям ноотропа у маленьких пациентов скорее восстанавливаются утраченные связи и функции (из-за травмы головы, гипоксии) и повышаются познавательные способности.
Глиатилин — нейропротекторное средство, улучшающее кровообращение сосудов мозга
Состав и лекарственные формы
Изготовитель Глиатилина — итальянская компания «Италфармако». На фармацевтическом рынке ноотроп представлен двумя формами:
- капсулы для внутреннего употребления, имеющие мягкую желатиновую оболочку жёлтого цвета. Содержимое препарата — густая бесцветная жидкость;
- раствор для парентерального приёма (внутривенно или внутримышечно), представляющий собой жидкость без цвета и запаха.
Предпочтительной формой введения лекарства для детей всех возрастов считаются инъекции. Врачи аргументируют свой выбор тем, что:
- проще дозировать препарат;
- курс лечения намного короче, чем при приёме капсул (2 недели против нескольких месяцев);
- эффективность уколов выше.
Назначать Глиатилин и выбирать подходящую для ребёнка форму выпуска медикамента должен только невролог после тщательного осмотра пациента, диагностических процедур и взвешивания рисков. Самостоятельный приём исключён.
Активные и вспомогательные вещества — таблица
- глицерол;
- вода очищенная;
- желатин;
- эзитол;
- сорбитан;
- этилпарагидроксибензоат натрия;
- пропилпарагидроксибензоат натрия;
- титана диоксид (Е171);
- железа (III) мета-гидроксид (Е172).
Показания к применению
В медицинском руководстве к лекарству нет указаний о возрастных ограничениях, в то же время в инструкции не прописаны и показания к использованию у маленьких пациентов. Однако опыт отечественных педиатров показывает, что Глиатилин эффективен при терапии таких состояний, как:
- аутистическая симптоматика;
- синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
- задержанное психическое, психомоторное и речевое развитие;
- последствия родовых травм;
- расстройство ЦНС у новорождённых.
Смотрите так же: Профилактика инфекционного менингита
Используют Глиатилин и при комплексном лечении черепно-мозговых травм (ЧМТ). Они зачастую приводят к развитию тяжёлых состояний, сопровождающихся нарушенным сознанием (иногда комой), повреждением головного мозга. Хотя детский организм и обладает высокими компенсаторными возможностями, даже лёгкое сотрясение мозга способно отрицательно сказаться на последующем развитии ребёнка.
Применяется ноотроп и во время реабилитации детей после ЧМТ, что помогает ускорить восстановление когнитивных функций, включая речевые навыки, мышление, память, способность к обучаемости и приобретению новых умений.
Комаровский о «таблетках для памяти» — видео
Инструкция по применению
Согласно медицинскому руководству, раствор Глиатилина применяют внутривенно капельно или в виде внутримышечных инъекций.
Для капельницы скорость введения составляет 60–80 капель в минуту, перед использованием содержимое ампулы разводят в физиологическом растворе. Лучшее время для инъекций ноотропа — первая половина дня, перед приёмом пищи.
Способ введения препарата во многом определяется состоянием здоровья ребёнка. Если он без сознания (последствия черепно-мозговой травмы), то лекарство вводится внутривенно. Если же маленький пациент находится в сознании, ставится внутримышечный укол.
Для детей младше 2 лет инъекции — единственный способ применения лекарства. Однако в крайнем случае, если под рукой нет раствора, младенцу можно дать медикамент для перорального приёма. Для этого оболочку капсулы прокалывают иглой, насаженной на шприц, и вытягивают из неё всю жидкость. После, аккуратно избавившись от иголки, оттягивают нижнюю губу ребёнка и капают из шприца несколько капель. Затем малышу дают попить негазированной воды.
Капсулы Глиатилина в педиатрии применяются реже, обычно их дают детям старше 7 лет
Длительность терапии определяется доктором по результатам обследования ребёнка. Обычно же курс инъекций длится 10–14 дней, а приём лекарства в форме капсул продолжается от одного до трёх месяцев. Дозировка назначается исходя из возраста и массы тела пациента.
Противопоказания и возможные побочные эффекты
Единственным ограничением для использования ноотропа в детском возрасте является непереносимость основного или вспомогательных компонентов препарата.
Глиатилин считается безопасным лекарственным средством, в том числе при продолжительном применении. В редких случаях возможно появление таких нежелательных последствий, как:
- тошнота;
- неприятные ощущения в области живота;
- аллергические реакции (кожный зуд, крапивница).
Обычно ощущение тошноты пропадает после понижения дозировки. Если же побочные эффекты сохраняются, присоединяется аллергическая реакция, нужно незамедлительно прекратить применение медикамента и обратиться за медицинской помощью.
Чем заменить Глиатилин для детей
На отечественном рынке представлены препараты, обладающие аналогичным составом и оказывающие схожее действие. Кроме того, в продаже имеются медикаменты с отличным от Глиатилина содержанием, но похожим терапевтическим эффектом. Однако решать вопрос о замене лекарственного средства должен исключительно врач.
Аналоги лекарственного средства — таблица
- сниженная умственная работоспособность;
- психоэмоциональное напряжение;
- девиантные формы поведения детей и подростков;
- нарушения сна;
- повышенная возбудимость;
- когнитивные расстройства.
- задержка психомоторного, предречевого и речевого развития;
- умственная отсталость;
- синдром перинатального поражения ЦНС;
- невротические расстройства;
- последствия черепно-мозговых травм или нейроинфекций;
- расстройства психического развития.
- раствор для инъекций;
- капсулы;
- сироп;
- таблетки.
- комплексная терапия гипоксии и родовой травмы;
- водянка головного мозга;
- ДЦП;
- умственная отсталость;
- дислексия;
- синдром дефицита внимания.
- непереносимость компонентов;
- тяжёлые заболевания почек.
- раствор и сироп — с рождения;
- капсулы и таблетки — с 1 года;
- хронические нарушения умственной работоспособности;
- посттравматическая энцефалопатия;
- последствия энцефалита;
- задержка психического развития;
- цереброастенический синдром;
- энцефалопатия.
- деменция различного происхождения;
- травмы головного или спинного мозга;
- задержка развития;
- гиперактивность и дефицит внимания.
- непереносимость компонентов;
- тяжёлые заболевания почек;
- эпилепсия.
- черепно-мозговая травма;
- энцефалопатия;
- когнитивные нарушения;
- острые и хронические энцефалиты;
- эпилепсия;
- сниженная способность к обучению;
- задержка психомоторного и речевого развития;
- перинатальные повреждения ЦНС;
- ДЦП.
Заменители Глиалитина — галерея
Мнение врачей о препарате
Медики до сих пор не пришли к единому мнению о пользе ноотропных лекарственных средств для детей и взрослых. Кто-то считает их пустышкой, другие же уверенно назначают для терапии нарушений мозговой деятельности.
Так, известный педиатр Евгений Комаровский, отвечая на вопрос одной из читательниц форума по поводу назначения Глиатилина неговорящему ребёнку, отметил, что сам никогда не прописывает ноотропы детям:
Никаких лекарств, способных улучшить речевое развитие, не существует. Всё, что вы можете делать, это терпеливо заниматься с ребёнком. Проконсультировать его, разумеется, у психологов, педагогов, логопедов — после чего читать книжки, внятно произносить слова, смотреть добрые мультфильмы, говорить с ним медленно, внятно, использовать аудиокниги. Главная задача — сделать так, чтобы ребёнок много слышал нормальную, внятную человеческую речь на его родном языке.
http://komarovskiy.net/faq/problemy-s-rechyu-kogda-dejstvitelno-pora-vvodit-lekarstva.html
На другом форуме врач-провизор Елена Корсакова отмечает положительные свойства Глиатилина и советует родителям придерживаться схемы лечения, рекомендованной доктором:
Глиатилин улучшает работу мозга, улучшая передачу нервных импульсов. Детям его назначают при симптомах задержки развития или признаках неврологических нарушений. Не стоит игнорировать приём этого средства, так как все подобные нарушения легче устранить в детском возрасте, чтобы избежать больших проблем в будущем.
https://health.mail.ru/consultation/1510505/
Отзывы родителей
Глиатилин мы пили один раз в день в любое время. Врач сказал, что капсулу нельзя разжёвывать и лучше запивать киселём или йогуртом. Но сын всё равно её разжёвывал, что, к счастью, не повлияло на эффект. Наверно недели через две сын начал повторять за нами слова, правда, очень коряво, но всё же. Наконец-то сказал «папа», муж был очень рад). В общем, сейчас он повторяет всё, что попросишь, иногда путает буквы, слоги. Словосочетаний пока нет. Постепенно появляются новые слова, но их понимаем только мы. Стал играть в развивающие игры, до этого он просто убегал, был неусидчивым и невнимательным. Главное, что всё сдвинулось с мёртвой точки, и, думаю, немым он не останется. Из минусов могу отметить цену, это 700 рублей за пачку, а в ней 14 капсул. На курс в два месяца потребуется 2800 руб.
leto vesna5
http://otzovik.com/review_2949673.html
Доча в 8 месяцев ещё не сидела, не ползала, не пробовала вставать на ножки! Невролог назначила Глиатилин. 10 уколов через день, массаж, парафино-азакеритовые аппликации. Я не поверила своим глазам — уже на 4-й укол доча поползла, а на 5-й села. К концу лечения ребёнок уже стоял на ножках. Чудеса, да и только! Поэтому для меня этот препарат — чудо:-)
Зеленоглазая Бестия
https://deti.mail.ru/forum/zdorove/osobye_deti/gliatilin_by_yusha_plyusha_inbox_ru/
Мы пьём Глиатилин уже 3,5 года (с 7 лет), принимаем капсулы по схеме — от одной до 3 в день, курсы по 4–5 месяцев, перерыв 30–45 дней, затем по новой. Результаты заметны в речевой сфере, улучшается кратковременная память, поведение, пропадают тики. Но сильно не сразу, первый эффект появился только после первого курса. Уколы не пробовала, может, тогда эффект накопления дозы будет быстрее. Но нам врач не прописывает уколы Глиатилина, только капсулы.
мама Жени
http://conf.7ya.ru/fulltext-thread.aspx?cnf=Others&trd=10984
Мы делали Глиатилин. 10 уколов по ампуле через день, потом ещё 30 дней пили его в капсулах. Нам понравился, единственный момент, минус — то, что ребёнок весь день как заведённый, к вечеру же вообще не угомонить его было, успокоительные не помогали…
Надежда
http://baby.ru/community/view/126532/forum/post/271030978/
Я ставила своему ребёнку Глиатилин по 2 куб, нам было 5 лет, диагноз ОНР 2 ст. ну и ЗПР. Через 10 уколов увезли на скорой с сильной аллергической реакций: отёк лица, гортани, в больнице подтвердили — на Глиатилин, он накопительный. Видимо, в организме накопился и дал такую реакцию. Будьте осторожны, наблюдайте за ребёнка, т. к. у нас сначала попу начал чесать, мы его давай на глисты проверять, а, оказывается, у него так аллергия проявлялась. А так за 10 уколов всё-таки хороший толчок дал нам.
Cvetlayy
http://e1.ru/talk/forum/read.php?f=65&t=429575&
Глиатилин — популярный препарат, применяющийся для развития мозговой деятельности у детей. Одно из его преимуществ — безопасность и отсутствие большого количества противопоказаний. Однако не стоит забывать, что ноотропы являются сильнодействующими средствами, вот почему категорически запрещается самостоятельно назначать его ребёнку без предварительной консультации с неврологом.