Заболевания

Синдром апноэ во сне у детей

Причины и симптомы мигрени, как лечить?

Что такое мигрень?

Мигрень – это наследственное неврологическое заболевание, которое проявляет себя нарастающей пульсирующей головной болью, не связанной с травмами, опухолями или инсультом. По статистике ВОЗ мигрень – главная причина спонтанно возникающей головной боли после головной боли напряжения и одна из 19 болезней, наиболее сильно нарушающих социальную адаптацию человека. Утрата работоспособности при мигрени может быть настолько ощутимой, что пациенту устанавливают инвалидность.

Денежные затраты на лечение и диагностику мигрени сравнимы с финансовыми расходами при лечении сердечнососудистых заболеваний. Задача врача в данном случае – точная установка диагноза, дифференциация боли при мигренозных приступах от головной боли напряжения, подбор оптимальной схемы препаратов, включающей неспецифические анальгетики, триптаны и бета-блокаторы. Постоянное наблюдение врача помогает разработать план купирования приступа в каждом индивидуальном случае. Тяжесть заболевания определяется частотой приступов и их интенсивностью. При легкой форме мигрени приступы случаются несколько раз в год, при тяжелых – ежедневно, но больше всего распространена форма заболевания, при которой приступы мигрени случаются от 2 до 8 раз в месяц.

Симптомы мигрени

Согласно медицинским исследованием, от мигрени чаще страдают женщины, испытывая в среднем 7 приступов в месяц против 6 приступов у мужчин, продолжительность приступов составляет 7,5 часов у женщин, а у мужчин – 6,5 часов. Причинами приступа у женщин выступают изменения атмосферного давления, температуры воздуха и другие перемены климата, а у мужчин – интенсивные физические нагрузки. Различаются также и симптомы, сопутствующие мигрени: у женщин чаще возникает тошнота и нарушения обоняния, а у мужчин – светобоязнь и депрессия.

Предвестники мигрени или продром – слабость, ощущение немотивированной усталости, невозможность сконцентрироваться, нарушения внимания. После приступов иногда наблюдается постдром – сонливость, слабость, бледность кожных покровов.

Характер боли при мигрени отличается от других головных болей – начинаясь с виска, пульсирующая и давящая боль постепенно охватывает половину головы, распространяясь на область лба и глаза.

Односторонняя боль может чередоваться от приступа к приступу, охватывая то левую, то правую часть головы или затылочную область.

При мигрени всегда есть один или несколько сопутствующих симптомов – светобоязнь, тошнота, рвота, звукобоязнь, нарушения обоняния, зрения или внимания.

В 10% случаев мигрени у женщин она наступает во время менструации и длится сутки-двое с её начала. От менструальной мигрени страдает треть всех женщин, у которых есть это заболевание.

Мигрень у детей обычно в качестве сопутствующего симптома имеет сонливость, приступы боли проходят после сна. У мужчин мигрень развивается после тяжелых физических нагрузок, боль усиливается при подъеме на ступени лестницы, во время бега или ходьбы, при подъеме тяжестей.

Оральные контрацептивы и другие препараты, оказывающие влияние на гормональный баланс, в том числе средства заместительной гормонотерапии, могут заметно повышать риск приступа, в 80% случаев усиливает его интенсивность.

Раздражительность, тревожность, усталость, сонливость, бледность или покраснение кожных покровов, тревожность и депрессия – сопутствующие мигрени симптомы, которые могут проявляться или не проявляться в каждом отдельном случае.

Артерии в области виска напряжены и пульсируют, боль и напряжение усиливаются при движении, поэтому пациенты переносят приступ в постели, в тихом и темном помещении, чтобы минимизировать количество внешних раздражителей.

Тошнота и рвота во время мигрени

Тошнота – важный симптом, помогающий отличить боль при мигрени от других видов боли. Этот симптом всегда сопутствует приступам и иногда выражен так сильно, что доходит до рвотных позывов. При этом состояние больного субъективно облегчается, на несколько минут ему становится легче. Если рвота не приносит облегчения, а боль не утихает в течение нескольких суток, то это может быть признаком мигренозного статуса и требует стационарного лечения.

Признаки мигрени с аурой

Мигрень с аурой имеет четкую структуру из четырех стадий, длительность и интенсивность проявлений которых варьируется от случая к случаю:

Фаза предвестников . Эту стадию ещё называют фазой продрома. Больные могут определять приближение приступа по комплексу симптомов, которые для всех различны. Наиболее распространенные проявления – сонливость, усталость, нервозность и невозможность сосредоточиться. У некоторых продром, напротив, проявляет себя повышением активности, бессонницей, усилением аппетита. После этой стадии начинается аура, если мигрень без ауры, то и предвестников она обычно не имеет.

Фаза ауры. Аура отображает изменения, происходящие в мозге перед наступлением приступа. Проявляется только в трети всех случаев мигрени, даже у одного пациента аура может возникать от приступа к приступу и не всегда проходит одинаково. Её симптомы не болезненны, но могут вызывать опасения у больного, особенно если это происходит впервые. Так, зрительная аура – пятна перед глазами, зигзагообразные узоры, искажающие картинку, туман и размытые очертания предметов, невозможность точно определить их размеры и соотношение – могут вызвать тревожность у человека, страх за зрение. Искажения тактильных, звуковых, обонятельных ощущений тоже характерны для стадии ауры. Может возникнуть ощущение онемения и покалывания в конечностях, обычно начинается с пальцев и постепенно продвигается вверх, к голове, затрагивая лицо, щеки. При этом онемение касается только одной половины тела – той, которая противоположна локализации боли. Если во время приступа мигрени боль охватывает левую часть головы, то на стадии ауры немеет правая сторона тела. У человека могут возникать нарушения внимания и концентрации, что мешает ему заниматься повседневными делами, работать, а иногда даже говорить. Длительность стадии от 10 минут до получаса, в отдельных случаях аура может длиться даже несколько часов.

Болевая фаза мигрени – самая сложная для пациента фаза, которая длится от нескольких часов до двух-трех суток. Нарастание боли может быть быстрым в десять минут, а может проходить постепенно на протяжении нескольких часов. Чтобы снизить интенсивность боли и облегчить состояние пациента на этой стадии, ему нужно оставаться в горизонтальном положении, максимально ограничить подвижность, обернуть голову холодным полотенцем, избегать света и громких звуков. Для купирования приступа мигрени лечащий врач назначает лекарства – анальгетики или триптаны, которые следует принимать в начале болевой стадии.

Период после приступа ещё называют периодом разрешения – пациент испытывает ощущения, напоминающие фазу продрома – нервозность и раздражительность, разбитость, усталость, слабость в конечностях. Обычно все эти симптомы проходят в течение суток, лучше всего это время провести во сне.

При повышенной интенсивности приступов, их непрерывном следовании один за другим с короткими промежутками облегчения, диагностируется мигренозный статус. Он характеризуется такими симптомами как замедление сердечного ритма, раздражение мозговой оболочки, постоянная рвота без малейшего уменьшения интенсивности боли. В этом состоянии человек совершенно теряет работоспособность и должен находиться на стационарном лечении под наблюдением врача.

Односторонняя головная боль, возникающая время от времени или присутствующая постоянно, не связанная с мигренью требует немедленного обследования у специалиста. Такие боли характерны для органических поражений мозга, а ранняя диагностика обеспечит результативность лечения.

Причины мигрени

Мигрень относится к неврологическим заболеваниям, поэтому причиной её возникновения могут выступать такие патологии как:

Умственная отсталость

Умственная отсталость – это снижение шкалы интеллектуальных возможностей, что обусловлено врожденными факториальными моментами. Умственная отсталость выставляется до трех лет, после трех это уже деменция. Классификация является таковой не напрасно, ведь общераспространено, что до 3-х лет интеллект еще способен достичь граничных нормативных показателей и в общности у ребенка его не всегда возможно методично определить достаточно рано, ведь этапы развития имеют достаточно большие временные диапазоны.

Уровень умственной отсталости нередко сильно варьирует и персоны с легкой ее формой способны заниматься простой деятельностью. Важным критерием в подборе режима считается нарушение поведения.

Умственная отсталость: это что такое?

Умственная отсталость имеет происхождение из греческого языка и перевод абсолютно очевиден, а именно имеет дословный перевод как малоумие, от словосочетание малый ум.

Умственная отсталость – это врожденная патология, не бывает ее приобретенных форм, именно это важнейший критерий постановления умственной отсталости. Психика при таких проявлениях развивается неполноценно, она всегда проявляется в раннем возрасте до трех лет. Интеллект нарушается неполноценно в контексте развития психики. Все это сводится к нарушениям в мозгу и быстро социально дезадаптирует пациента. При этом все функционирование задержано и быстро дезадаптируется социальное функционирование. Нередко умственная отсталость способна задеть разнообразные жизненные сферы, в основном имеет проявления в отношения умственной части, но способно сказаться на волевой и инстинктивной сфере, а также в отношении эмоциональных аспектов. Больные нередко неспособны удерживать рациональное эмоциональное волевое состояние. Часто может нарушаться моторика, что весьма затруждает трудоустройство таких персон.

Впервые термин олигофрения был предложен Крепелином, как и множество других проявлений в психиатрии. Он первый описал случай своей пациентки, а после этим занимались и выдающиеся русские психиатры, Корсаков описал Марию Петрову с микроцефалией, которая глубинно описана в его одноименной монографии о микроцефалах. Значение при такой патологии, особенно с граничным интеллектом, имеет отличие умственной отсталости от педагогической запущенности. Важно понять, что деменция – это падение интеллекта от, как минимум, граничной нормы, а вот олигофрения – это изначальное его недоразвитие. Причем в оценке степени роль отыгрывает социальная адаптация, а еще в этом числе непрогредиентность процесса.

Возможность полностью отследить такие патологии не представляются возможным, ведь легкие формы часто пропускаются, в силу легкой обучаемости таких индивидов для простых физических трудов. Нередко местная специфика в далеких селах совершенно подходит для жизни с умственной отсталостью. Распространение немалое: до 10 персон на тысячу населения, при этом 69% относятся к легкой степени, остальные 31% к умеренной и лишь 0,12% к глубокой. Женщины данной патологии менее подвержены, в процентном соотношении это приблизительно 1,7 мужчин к 1 женщине.

Причины умственной отсталости

Умственная отсталость достаточно распространена и, невзирая на схожесть клиники, причины её настолько разнообразны, что зачастую диву даешься. При этом нет даже направления, на которое первоочередно стоит обратить внимание из-за того, что факторы провокации способны найтись как с внешним влиянием, так же и при многих внутренних патологиях. Отдельные группы резко и комплексно влияют на умственное развитие малыша, а иные лишь частично. Влияние любой первопричины должно состоятся в материнской маточной утробе, в процессе таинства рождения или в первые 3-и года жизненного цикла индивида.

Смотрите так же:  Через сколько дней сдавать анализ на сифилис

Наиболее распространены интоксикационные процессы, их влияние, несомненно, оказывает значительное негативное воздействие в качестве первопричины. Когда малыш еще в утробе мамочки, то прием ей препаратов, особенно антибиотиков, противогельминтных, цитостатиков, моноклональных антител, анестетиков, многих нейролептиков, снотворных и многих иных, способен привести к тератогенному эффекту с последующем развитием многих патологий и умственной отсталости. К экзогениям также принадлежит алкоголизм, наркомания, токсикомания, интоксикации при инфекциях также способны так воздействовать.

Многие патологии матери имеют сильнодействующее влияние на развитие частей плода, так называемые, сейчас распространенные ТОРЧ-инфекции, к ним принадлежат: краснуха, герпес вирус, цитомегаловирус, токсоплазмоз и иные. Особенно опасно заразиться этой патологией во время беременности, и иметь острую форму этих патологий, поскольку практически все вирусы проходят плацентарный гематологический барьер и имеют способность поражать плод.

В отдельных случаях осложнения простудных заболеваний, любых бактериальных, скарлатина, и вирусных, а особенно новых недавно обнаруженных вирусов способны привести к подобным последствиям. Хронические патологии у мамы также ведут к подобному исходу, в силу неверного метаболизма, тяжелой дистрофии со снижением кровенаполнения и общих сил организма. Нередко умственную отсталость провоцирует сердечная недостаточность, сахарный диабет.

Гинекологические проблемы, которые впоследствии перерастают в акушерские также могут относиться к первопричинам. Неверное развитие плаценты, старение плаценты, отслойка плаценты, многоплодная беременность с патологическим течением, много- или маловодие.

При травматических выразительных поражениях во время моментов беременности, аварии, падения, нападения, побоев, а также при родах с нюансами и осложнениями, при клинически суженном и узком тазе, неверном ведении родов, применении травматических методов родовспоможения, акушерских щипцов, чрезмерного давления на череп при скорых родах или затяжных также может развиться данная патология. Применение наркоза во время родов с развитием гипоксии также способно развить такое состояние, а также гипоксия плода, нередко вплоть до его ишемии. Гипоксические поражения имеют тяжелое восстановление.

Среди эндогенных факторов важнейшую роль имеет наследственная отягощенность, возраст матери, близкородственные браки, генетические, хромосомные и геномные мутации, которые ведут к патологической закладке в работе органов и мозга. Резус конфликт, как и конфликт групп крови способен приводить к умственной отсталости, если не к мертворожденности. Хромосомные заболевания, генетически проявляющие себя в виде трисомии по 21 хромосомной паре – синдром Дауна, по 18 паре – синдром Эдвардса, по 13 паре – синдром Патау.

Отдельные генные патологии, например фенилкетонурия, способны привести к умственной отсталости из-за накопления токсических метаболитов и нарушения обменом белков. Отсутствие гормонов щитовидной железы, тироксина, трийодтиронина также ведет к развитию умственной отсталости – кретинизму, поскольку у детей до трех лет этот гормон отвечает за развитие мозга. Именно поэтому на эти патологии обследуют сразу же в первые миги после рождения малютки.

Но даже рождение здорового крохи без наличия каких-либо сбоев и аномалий не дает защиты или гарантий в будущем. Очень важно избегать инфекций, особенно менингита в столь юном возрасте из-за риска развития умственной отсталости. Неправильное питание, кахектические включения, травмы, интоксикации, отравления, плохое питания, нелицеприятная экология также способны отравить жизнь малютке и не дать ей шанса влиться в здоровое общество.

Симптомы и признаки умственной отсталости

Умственная отсталость всегда врожденная именно поэтому вся симптоматика проявляет себя с раннего периода детства. Психические процессы всегда недоразвиты в таких прискорбных случаях, поэтому все поведение сходится к измененному патологическому эмоциональному поведению.

Интеллект всегда явно нарушен, при этом персона не абстрагирует, не анализирует, с трудностями совершает математические действия и плохо запоминает любые данные. Хотя у некоторых при отдельных проявлениях может наблюдаться гипермнезия.

Психическое недоразвитие проявляется в эмоциональном обеднении, отсутствие нормального настроения и эмоционального реагирование. Всегда наблюдается в осмотре и жалобах значительное интелектуально-мнестическое отставание от одногодок детей, торможение происходит в любом возрасте, малыш позже начнет ходить, позже скажет первое слово, с опозданием разовьются все его нервно-моторные функции.

Такие дети с некими отклонениями не способны общаться с погодками из-за внушительной разницы интеллекта. У взрослых это также может выявляться в дезадаптации к социальным отношениям.

Умственная отсталость у детей затрагивает все сферы когнитивного функционирования, нередко нарушается речь, движения также очень характерны, замедлены и не схожи с типичными для этого возрастного контингента. Умственная отсталость у детей терминуется чаще олигофренией и проявляется разной степени интеллектуальными нарушениями, считается, что олигофрения более типична как готовый диагноз с выясненными причинами, а при криптогенной этиологии чаще называют умственную отсталость.

Умственная отсталость у детей проявляется органическими нарушениями и нередко проявляет себя в педагогической обучаемой и социальной запущенности. Дефект сохраняется и в зрелости, именно поэтому эти персоны имеют необходимость в надлежащем уходе. Позитив в этом лишь один — процесс не прогрессирует, что значит, что ситуационное положение в отличие от приобретенной деменции не ухудшается.

Характеристики умственной отсталости медицински проявляются в неких ожиданиях, что, например, ребенок-подросток способен перерасти ее частично, но, при этом раскладе, не доходя к норме, просто интеллектуально он становится немного более развит.

У взрослых помимо детских нарушений интеллекта проявляются нарушения интимного поведения, нередко половая неразборчивость. Они легко раздражаются, часто ведут себя навязчиво. Отдельно в диагноз выносятся нарушения поведения, которые от мелких проступков могут доходить до полноценных правонарушений.

Умственная отсталость: классификация

Умственная отсталость классифицируется по причинам возникновения или этиопатогенезу. Создал классификацию ученый Сухарев. Одни из первопричин, которые всегда выясняются, являются генетические причины ее возникновения, ведь важно знать, когда человек захочет еще детей, способен ли он с партнером иметь все же здоровое потомство. Именно поэтому настолько важно всегда искать причину возникновения.

Генетическая умственная отсталость нередко имеет хромосомные формы. Наиболее часто это патология соматических хромосом, хромосомные формы умственной отсталости имеют распространенность 15,7% среди всех олигофрений. Синдром Дауна, трисомия, вместо двух, по двадцать первой хромосомной паре, то есть ее построение или мозаическая форма болезни с увеличением части хромосомы. Синдром Дауна по статистике характерен для индивидов, заводящих ребенка в старших возрастных категориях. Причем, не зависимо от пола старшего родителя, это связано с накоплением мутантных клеток в зрелом возрасте. При этом, возникают все те же когнитивные нарушения в интеллектуальной и мнестической сферах, с эмоциональной патологией и нарушением влечений. Фенотип, внешний облик у них достаточно характерен, солнечные дети имеют специфические глазные разрезы с эпикантусом, нависающим веком. Маленький подбородок на фоне большого лица и макроглоссию – большой язык, который нередко не помещается во рту. Конечности укорочены по отношению к телу, а ладошка называется «обезьяньей» из-за одной поперечной складки вместо нормальных двух, мышечный тонус низковат, а между пальцами большие щели. Проблемы у таких деток не только на интеллектуальном уровне, также повышенный риск пороков сердца, проблем с желудком, в частности ГЭРБ из-за низкого тонуса пищеводных сфинктеров. Также часто проявляется инфекциями ушей, деструкцией щитовидки и апноэ во сне. В основном у них средний уровень снижения интеллекта, на половину по сравнению со здоровыми, но у отдельных бывает более выраженный дефект.

Синдром Клайнфелтера также хромосомный, но связан он с аномалиями в половой хромосоме. Бывает лишь только у мужчин при удвоении женский Х хромосомы, с сохранением мужской. У них возникает легкая умственная отсталость, но из-за их отличий и женоподобности они впадают в выраженную депрессию и не способны прийти к лицеприятному образу жизни. Таким индивидуумам необходима психологическая поддержка.

Синдром Тернера также хромосомное проявление, возникающее в половой хромосоме, при этом бывает у женской аудитории. Характерным является выпадение одной Х хромосомы, что приведет к общему уменьшению количества хромосом на одну. Такие девочки, как и мужчины при предыдущем синдроме бесплодны и мужеподобны. Умственная отсталость чаще легкая и бывает не у всех, поэтому они невротизируются из-за своих отличий от других девочек.

Также причинами может считаться внутриутробное воздействие, тогда возникают эмбриопатии и фетопатии, что зависит напрямую от временного срока воздействия. Эмбриопатии всегда более тяжелые из-за ранних недельных сроков и нередко ведут к гибели малютки. Во время родов с ишемией и травмами может развиваться ДЦП с умственной отсталостью.

Степени умственной отсталости

Характеристика умственной отсталости наиболее зависима от степеней. Это является критерием, необходимым для вынесения в диагноз умственной отсталости. Постановка степени производится по разным фактором, но основную роль выполняют психологи с их айкъю тестами. По типу методики Векслера с кубиками Кооса или методики матриц Равена.

Умственная отсталость имеет несколько степеней, легкая – это дебильность. Критерии для ее постановления достаточно четкие и простые в применении. Диапазон интеллекта в пределах 50-69, при этом понимания и речь находятся в разных степенях задержки. Нарушения экспрессивной речи присутствуют и в зрелом возрасте. Наблюдаются нарушения трудовой и социальной адаптации, но при верном воспитании такие люди могут создавать семью и выполнять элементарные рабочие функции. При отсутствии нарушений поведения они могут быть ведомы и пассивно подчинямы, поэтому нельзя их допускать в плохие компании. Их легко подговорить к плохим поступкам, антисоциальным и криминальным. Самообслуживание у них полностью сохранено, они способны есть самостоятельно и даже готовить элементарные блюда, также им доступны гигиенические процедуры и даже элементарное обучение. Они способны быть достаточно полноценными членами общества. При наличии расстройств поведения дела могут обстоять хуже, поскольку они способны совершать криминогенные действия.

Виды умственной отсталости средней степени имеют два подвида. Этот тип имеет термин имбецильность. Виды умственной отсталости, занимающие вторую нишу по тяжести делятся между собой на умеренную и тяжелую. Умеренная имеет интеллектуальный диапазон 35-49. Зрительно – пространственные навыки вполне себе сохранены, а вот с речью дела обстоят плохо. Развитие ее очень низкое. Больные очень неуклюжи, но при этом наслаждаются социальными взаимодействиями. Очень стремятся к общению, хотят демонстрировать свои художества или то, чем они занимаются. Могут усваивать мимически – мануальные знаки для облегчения плохого речевого развития. При обследовании выявляются органические мозговые поражения.

Смотрите так же:  Синдромы при заболеваниях мочевыделительной системы

Тяжелая умственная отсталость имеет интеллект от 20 до 34 и проявляется более глубокой недоразвитостью и инвалидизацией индивида. Больные не способны на большинство действий самообслуживания, не обучаемы, очень трудны в уходе.

Глубокая умственная отсталость, или идиотия. Это очень тяжелое состояние, ведущее к мучениям родных и самого индивида. Показатели теста IQ ниже 20. Понимание речи абсолютно ограничено, максимум — это способность запоминания нескольких команд. Как правило, эти персоны недвижимы, что ведет к усложнениям ухода и присоединению вторичных инфекций. Больные могут приобрести простейшие зрительно-пространственные навыки. Всегда имеют тяжелые неврологические проявления с эпилепсией, глухотой или слепотой, нередко проявляется атипичный аутизм. Их невозможно задействовать в простейших делах, самообслуживание полностью отсутствует.

Лечение умственной отсталости

Производят лечение зависимо от форм. При легкой учитываются гормональные нарушения и корригируются, также назначается строго специфическое генетическое лечение. Проводится обучение в спецшколах с ориентированием на простую жизненную профессию и обязательным созданием благоприятного микросоциума.

Работа с родителями также отыгрывает свою положительную роль, ведь родителям очень важно объяснить всю значимость адекватного отношения к их крохе.

Медикаментозное лечение легкой степени умственной отсталости:

• Нейрометаболитики с дегидратирующим и цереброваскулярными эффектами: Пирацетам, Дианола Ацеглумат, Пиритинол, Аминалон, Фенибут, Гинкго билоба, Семакс, Билобил, Глицин, Бемитил, Идебенон, Кортексин, Ницерголин, Ацетиламиноянтарная кислота, Сальбутиамин, Мексидол, Етирацетам, Меклофеноксат, Биотредин, Пикамилон, Ролзирацетам, Нейробутал, Церебролизин, Винпроцетин, Женьшень, Анирацетам, Церебрамин, Оксирацетам, Ксантинола, Мелатонин, Прамирацетам, Никотинат, Дупрацетам, Винкамин, Лецитин, Навтидрофурил, Циннаризин.

• Транквилизаторы и нейролептики, Эглонил, Галоперидол, Аминазин, Секдуксен, Сибазон, Галоприл, Трифтазин.

• Противосудорожные Вальпроаты и Карбамазепины, общеукрепляющие витамины, адаптогены и имуностимуляторы.

Средняя степень помимо предыдущего еще и требует особых стационарных условий для восстановления адаптивных возможностей, адаптация при правильных действиях успешна.

Глубокая умственная отсталость лечится с ориентировкой на сопутствующие проблемы.

Нарушения сна у детей и подростков, причины, лечение

В возрасте от 5 до 12 лет средний подросток спит ночью по 8-10 часов.

Тем не менее детские привычки сна могут сильно меняться, но при этом по-прежнему считаться нормальными. Некоторым детям требуется спать гораздо больше или меньше, чем остальным, В среднем подростковом возрасте нарушения сна встречаются довольно редко, хотя время от времени у большинства подростков случаются ночные кошмары или другие нарушения сна. В некоторых случаях проблемы со сном обусловливаются эмоциональными причинами. К примеру, бессонница (неспособность заснуть или спать подолгу не просыпаясь) может быть вызвана стрессовой ситуацией и тревогами ребенка. Если ребенок пугается темноты либо боится находиться один в комнате ночью он вряд ли способен расслабиться и заснуть.
Приведем некоторые наиболее распространенные нарушения сна и виды их лечения (если таковые требуются).

Проблемы, связанные с отходом ко сну у детей

Пытается ли ваш ребенок бороться с вами и противостоять вашим указаниям ложиться спать вечером? Возможно, ему требуется несколько часов на то, чтобы успокоиться, и только после этого он ложится спать?
Некоторые семьи на протяжении долгих лет борются за то, чтобы устроить спокойный и мирный отход ребенка ко сну. Для них каждая ночь -это арена борьбы со многими «уходами со сцены и возвращениями», пока подросток наконец заснет.
Причины таких трудностей с отходом ко сну могут быть разными. Перечислим некоторые.

  • Общие проблемы с негативным поведением и попыткой ребенка противостоять родителям, при которой у него возникают трудности с тем, чтобы следовать и соблюдать правила и определенный график, включая отход ко сну, когда ему хотелось бы еще поиграть. Большинство проблем со сном носят именно такой характер.
  • Беспокойство по поводу разлуки. У многих детей, которые мало времени проводят с родителями, будут возникать трудности при необходимости вновь разлучаться с ними перед отходом ко сну. У некоторых детей могут даже возникать сложности с разлукой с родителями в школе в течение дня.
  • Желание провести время наедине с родителями, когда рядом нет братьев и сестер.
  • Слишком раннее время отхода ко сну. У многих детей возникают нарушения графика сна и бодрствования. Ребенок может быть «совой», когда его внутренние часы запрограммированы на то, чтобы ложиться спать поздно вечером и просыпаться уже поздним утром; либо ребенок может быть «жаворонком», который рано ложится спать и очень рано просыпается. Посоветуйтесь с врачом, как вам лучше вносить постепенные изменения в график сна и бодрствования вашего подростка для того, чтобы он соответствовал ежедневному графику всей семьи.
  • Привычки и приобретенное поведение. Некоторые дети просто привыкают подолгу не спать вечером, когда обычные домашние дела подходят к завершению и все в доме успокаивается.
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Некоторым гиперактивным и импульсивным детям требуется спать меньше, чем их сверстникам. У таких подростков также могут возникать сложности с тем, чтобы успокоиться и улечься спать.

Если подобные виды борьбы со сном по-прежнему сохраняются, поговорите об этом с педиатром.

Лунатизм у детей

Примерно у 15% всех детей в возрасте от 5 до 12 лет хотя бы один раз происходил случай лунатизма. Такое нарушение (которое также называют сомнамбулизмом) чаще проявляется у мальчиков, чем у девочек; у небольшого числа детей случаи лунатизма происходят по нескольку раз в неделю.
Лунатизм обычно происходит на второй-третий час ночного сна. Ребенок садится в постели, после чего, не проснувшись до конца, встает; как правило, он неуверенно идет куда-то, при этом глаза его открыты, а взгляд абсолютно бессмысленный.
Ребенок может бродить по дому в течение нескольких минут, даже открывая при этом двери, но все его действия не имеют какой-либо цели. Если с ним заговорить, он может каким-то образом отреагировать на ваши слова, но при этом речь его, как правило, непонятна и неразборчива. Потом он сам вернется в свою кровать, сам заснет и будет продолжать спать, а утром, когда проснется, ничего не будет помнить о своей ночной прогулке.
Если ваш ребенок лунатик, вам необходимо свести к минимуму все вероятные опасности нанесения ему вреда. Убедитесь в том, что обстановка в доме достаточно безопасна — то есть входные двери должны быть заперты, чтобы ребенок не смог выйти на улицу, лестницы должны быть закрыты, чтобы ребенок не мог подниматься или спускаться по ним, опасные предметы должны быть убраны подальше. Если вы обнаружите, что ребенок ходит во сне, осторожно отведите его обратно в кровать.
Лунатизм, как правило, встречается среди членов одной семьи. У большинства детей эта странная привычка проходит сама собой обычно к наступлению юности. Если ваш ребенок часто ходит по ночам, педиатр может прописать лекарства, которые помогут снизить количество случаев лунатизма.

Разговоры во сне у детей

Разговоры во сне (или мнилоквия) встречаются гораздо чаще, чем лунатизм. Во время сна ребенок начинает говорить, зачастую непонятно и монотонно и обычно не дольше 30 секунд. Большинство случаев происходит, когда ребенок не видит снов.
В таких случаях крайне редко требуется или прописывается какое-либо лечение. Тем не менее, если разговоры во сне встречаются в сочетании с лунатизмом, в некоторых случаях педиатры рекомендуют прием определенных лекарственных препаратов.

Ночные кошмары у детей

В среднем подростковом возрасте ночные кошмары встречаются достаточно часто. Обычно ребенку снится страшный сон с ужасными монстрами или другими пугающими существами. Ребенок может проснуться от страха, часто дышать и начать плакать. В некоторых случаях пережитое может быть настолько ужасным, что ребенок даже может отказываться засыпать вновь, настаивая на том, чтобы его постоянно успокаивали. Обнимите ребенка и спокойно поговорите с ним, заверив, что это был всего лишь плохой сон. Зачастую ребенок может начать наглядно описывать подробности страшного сна, стараясь тем самым успокоить себя и родителей. Ребенок даже может помнить сон на следующий день и изъявить желание обсудить его дальше.
У большинства детей ночные кошмары случаются лишь время от времени, обычно в ранние утренние часы. Если они случаются достаточно часто (или если один и тот же страшный сон повторяется вновь), обсудите это с врачом. Ночные кошмары склонны происходить чаще во время стрессовой ситуации, поэтому, если сны повторяются, постарайтесь оценить стрессы в жизни своего ребенка. В редких случаях педиатр может посоветовать ребенку обратиться за консультацией к специалисту.

Ночные страхи у детей

Ночные страхи — другое проявление ночных кошмаров, за которым родителям может быть сложно наблюдать. Примерно через 90-180 минут после того, как ребенок заснет, он резко вскакивает и садится в кровати, открыв при этом глаза, и начинает громко плакать и просить о помощи. В последующие несколько минут он может дышать с трудом, стонать, бормотать что-то, метаться и находиться в растерянном и взволнованном состоянии. Частота его дыхания и сердцебиения при этом значительно усилится. Он не будет реагировать на попытки родителей успокоить его и может даже отталкивать их от себя. Все это может продолжаться в течение 30-60 минут, пока ребенку не удастся снова спокойно заснуть, а на следующее утро он не будет помнить ничего о произошедшем, что совершенно сбивает родителей с толку и вселяет страх — отсюда и название «ночные страхи».

Ночные страхи (или ночные кошмары.) случаются у относительно небольшого числа детей (от 1 до 5%) и происходят во время глубокого сна, когда ребенок не видит сновидений. Какими бы ужасающими они ни казались родителям, такие кошмары не являются отражением психологических нарушений. Они служат нормальной, хотя и редкой, частью перехода организма от одной фазы сна к другой. Иногда физическая усталость может способствовать возникновению у ребенка ночных страхов. Большинство детей перерастают ночные страхи без какого-либо лечения, и родители ничего не могут сделать, чтобы предотвратить их возникновение. Очень важны спокойствие и понимание со стороны родителей, хотя такие ночные страхи вызывают больший стресс у матери и отца, чем у самих детей.

Сонливость в течение дня у детей

Некоторые дети чрезмерно сонливы в дневные часы. Чаще всего причиной сонливости в течение дня служит недостаточный сон ночью. Некоторые лекарственные препараты также могут оказывать влияние на нормальную активность детей.

Нарколепсия
Детей с нарколепсией одолевают сильные, не поддающиеся контролю позывы ко сну. Они могут внезапно заснуть на несколько минут или целый час — зачастую это происходит в неподходящих местах, например в классной комнате. Если это происходит, тело ребенка может расслабиться и упасть на пол. Ребенок просыпается с новыми силами, но через час или два снова может
почувствовать сонливость, после чего весь процесс повторяется. Нарколепсия обычно впервые происходит в подростковом возрасте и имеет тенденцию случаться у членов одной семьи. Хотя такое состояние считается пожизненным, обычно его можно успешно вылечить при помощи лекарственных препаратов.

Смотрите так же:  Список антибиотиков при ангине у детей

Приступы апноэ во сне
У детей с апноэ во сне происходит кратковременная остановка дыхания несколько раз за ночь — причиной служит возникновение преграды в дыхательных путях, возможно, связанной с увеличенными миндалинами и аденоидами или чрезмерной полнотой. Когда ребенок начинает инстинктивно хватать ртом воздух, он на какой-то момент просыпается, его нормальное дыхание восстанавливается, и он сразу же засыпает, возможно, даже не помня о том, что произошло. Поскольку такие короткие пробуждения могут происходить десятки и даже сотни раз за ночь, ребенок спит недостаточно и на следующий день испытывает вялость и сонливость. Иногда такие дети могут храпеть во сне, что также является признаком наличия преграды в дыхательных путях.
Необходимо выяснить и лечить причину возникновения преграды дыхательных путей, чтобы избавиться от апноэ. Как только причина будет устранена, ребенок вновь сможет наслаждаться нормальным сном.

Ночное недержание у детей
Ночное недержание мочи может быть связано с фазой сна ребенка, но обычно его не считают нарушением сна.

Ребенок кашляет до рвоты: причины и первая помощь

Кашель — сложный защитный рефлекторный механизм, который развивается при раздражении дыхательных путей ребенка отрицательными агентами: слизью, пылевыми частичками, микробными клетками, инородными телами. Сильный кашель обусловлен раздражением кашлевого центра или периферических рецепторов дыхательных путей ребенка при возникновении стойкого отека и воспаления слизистой оболочки при вирусных или бактериальных инфекциях

. Кашель до рвоты у ребенка, особенно в раннем возрасте, возникает часто. Это связано с близким расположением кашлевого и рвотного центров в продолговатом мозге. Однако рвота на фоне закашливания может быть и признаком тяжелой патологии дыхательной или центральной нервной систем.

Возможные причины

Кашель до рвоты у ребенка развивается при:

  • коклюше и паракоклюше;
  • респираторных вирусных или бактериальных инфекциях (рвоту вызывает сухой или сильный продуктивный кашель, стекание слизи из полости носа в носоглотку при насморке);
  • наличии какого-либо препятствия или инородного тела в дыхательных путях;
  • патологии центральной нервной системы — объемные образования, ликвородинамические расстройства, геморрагические или ишемические нарушения головного мозга;
  • психогенном кашле до рвоты;
  • заболевания других органов и систем, например, эндокринная патология, увеличение вилочковой железы, заброс кислого содержимого из желудка и пищевода в носоглотку.

Сильный кашель при коклюше и паракоклюше

Наиболее часто кашель до рвоты в детском возрасте является признаком коклюша или паракоклюша. При этом отмечается приступообразный спастический кашель с выделением прозрачной вязкой мокроты. Нередко приступ кашля заканчивается рвотой. По мере течения болезни кашлевые пароксизмы учащаются: ребенок краснеет, напрягаются мышцы шеи, появляются кровоизлияния слизистой глаз, глотки.

Кашель при коклюше и паракоклюше имеет отличительные признаки в определенной стадии заболевания:

  • в начале кашель малопродуктивный и навязчивый, возникает перед сном или ночью;
  • по мере прогрессирования инфекции в результате воздействия патогенного микроорганизма на эпителий мелких бронхов и отрицательное воздействие цитотоксинов кашель становится мучительным;
  • в дальнейшем (на 3-4 неделе) спастический кашель усиливается и становится приступообразным с типичными чертами коклюша: когда ребенок закашливается, возникают выдыхательные толчки, заканчивающиеся судорожным свистящим вдохом — репризом. Часто приступ кашля переходит в рвоту, а у грудничков или детей до 2 лет – приступ апноэ (временная остановка дыхания).

Спастические кашлевые пароксизмы при коклюше и паракоклюше являются показанием для назначения противокашлевых препаратов, особенного у маленьких детей.

При появлении похожих симптомов необходимо незамедлительно обратиться за медицинской помощью для своевременной диагностики заболевания и назначения терапии. Лечить ребенка самостоятельно при коклюше опасно!

Это сложное инфекционное заболевание имеет продолжительное, рецидивирующее течение — пароксизмы спастического кашля могут возникать до 3 месяцев и усугубляться при наслоении вирусной инфекции или простуды. Особенно тяжело заболевание протекает у грудничков или невакцинированных детей.

Кашель при простудных заболеваниях или респираторных инфекциях

Сильный кашель у ребенка считается тревожным симптомом. Он возникает при раздражении местных рецепторов, локализованных в слизистой оболочке органов респираторного тракта (бронхов, глотки, плевры, трахеи и гортани) – при этом, чем активнее воспаление и отек, тем сильнее кашлевой рефлекс, провоцирующий рвоту у малыша. Причиной часто является банальное ОРВИ или простуда, особенно у грудничков.

Несвоевременное лечение, снижение иммунологической реактивности, агрессивное течение вирусной или бактериальной инфекции провоцирует развитие трахеита, ларингита, бронхита, альвеолита, пневмонии или плеврита.

При этих заболеваниях отмечаются выраженное катаральное воспаление, спазм и отек органов респираторного тракта. Ребенок кашляет, с постепенным нарастанием выраженности и продолжительности сухого кашля, состояние усугубляется повышением температуры, заложенностью носа и симптомами интоксикации.

Сухой сильный малопродуктивный кашель до рвоты у грудничков возникает при заражении риносинцитиальной инфекцией (РС-инфекция), поражающей преимущественно трахею и бронхи с постепенным переходом воспаления на мелкие бронхиолы.

Необходимо определиться с диагнозом и лечением ребенка – самолечение часто приводит к усугублению и осложненному течению заболевания.

Нередко рвота возникает не только при сухом, но и при сильном продуктивном кашле – когда малыш кашляет, отмечается напряжение мышц брюшного пресса, отхождение слизи из бронхов и альвеол и рвота слизью и мокротой. При этом происходит очищение от мокроты респираторного тракта – нередко этот вид рвоты приносит ребенку облегчение и снижение активности кашля.

У маленьких детей кашель до рвоты возникает при выраженном насморке и стекании густой слизи по задней стенке глотки во время дневного или ночного сна. Однократное закашливание заканчивается рвотой слизью и значительно улучшает самочувствие ребенка, облегчение симптомов насморка и других признаков простуды.

Кашель до рвоты при попадании инородного тела в респираторный тракт

Нередко причина внезапного сильного сухого, раздражающего кашля в попадании инородного тела в дыхательные пути малыша. При этом интенсивность кашля зависит от места инородного агента и его размеров.

Когда инородное тело попадает в дыхательные пути — у ребенка развивается сильный приступообразный кашель до рвоты, затрудненное дыхание, боль в грудной клетке, беспокойство и цианоз (синюшность) носогубного треугольника, лица. Длительное нахождение инородного предмета в просвете бронхов приводит к развитию гнойных осложнений и усугублению симптомов дыхательной недостаточности.

Частый малопродуктивный кашель при патологии центральной нервной системы

Сильный кашель до рвоты может возникать у детей при раздражении кашлевого центра – при локализации в области продолговатого мозга воспалительного процесса (энцефалит или энцефаломенингит) или объемного образования.

Также причиной сухого приступообразного кашля являются нарастающие ликвородинамические расстройства (гидроцефальный синдром) или значительные ишемические или геморрагические поражения в результате родовых травм или внутриутробных изменений: инфекции, травмы, гипоксия.

Кашель центрального генеза сопровождают сопутствующие неврологические симптомы: беспокойство, повышенная нервно-рефлекторная возбудимость или заторможенность, гипертонус или гипотония мышц, напряжение и/или выбухание большого родничка, судорожный синдром и другие изменения неврологического статуса.

Психогенный кашель до рвоты

Причиной сильного приступообразного кашля у детей и подростков обычно считается патология дыхательной системы, но часто причиной кашля у детей старше 3 лет является дисфункция вегетативной нервной системы органов дыхания (вокальные тики). Приступ кашля возникает на фоне стрессовых ситуаций или после перенесенного стресса, при повышенной психоэмоциональной нагрузке, при разговоре, физических нагрузках.

Первый приступ психогенного кашля чаще развивается у детей от 3 до 7 лет. Затем приступы малопродуктивного кашля до рвоты возникают при любой нестандартной для ребенка ситуации, стрессе, тревоге, страхе. Они возникают в дневное время и исчезают во сне, усиливаются в душных помещениях.

Реже этот вид кашля возникает как вид истерической реакции у эмоционально лабильных детей или подростков. Отличительной чертой заболевания является кашель в специфических ситуациях и обилие сопутствующих жалоб, демонстративное поведение ребенка, сочетание малопродуктивного кашля с другими соматоформными дисфункциями вегетативной нервной системы: психогенная одышка, икота, понос, невроз сердца и мочевыделительной системы.

Как помочь ребенку? Что делать для облегчения состояния?

Что делать, когда возникает приступ спастического, малопродуктивного кашля до рвоты?

Прежде всего, необходимо успокоить ребенка, прополоскать рот, обтереть лицо влажной салфеткой. Нужно создать малышу комфортный микроклимат с достаточной влажностью воздуха, устранить из помещения раздражающие запахи.

Рекомендуется употреблять дробно теплые отвары трав с душицей, зверобоем, липой, мятой и ромашкой, молоко, чай, щелочную минеральную воду. Дополнительно можно применять отвлекающие средства – ножные ванны с горчицей, согревающий спиртовый или масляный компресс (из подогретого растительного масла, меда, яблочного уксуса).

Возникновение у ребенка сильного, сухого, изнуряющего, приступообразного, мучительного кашля считается показанием для незамедлительного обращения за медицинской помощью и определения причины кашля.

Самостоятельно назначать противокашлевые препараты как центрального, так и периферического действия, делать ингаляции с бронходилятаторами, муколитиками и гормональными препаратами нельзя – это может осложнить течение заболевания и привести к усугублению кашлевых пароксизмов и других симптомов болезни. Лечить ребенка должен врач, после осмотра и уточнения диагноза.

Автор: Сазонова Ольга Ивановна, педиатр

Виды кашля и его причины

Похожие статьи

  • Правосторонняя пневмония история болезни педиатрия Правосторонняя пневмония история болезни педиатрия I. Паспортные данные 1. Ф.И.О.: *************************2. Пол: женский3. Возраст: 23.01.1978 г. (32 года)4. Адрес: г. Ульяновск, ул. *********** 11-475. Место работы, экономист в «Dixis»6. Группа […]
  • Гепатит с медицинское название Инструкция по применению: Цены в интернет-аптеках: Вамлосет – комбинированный препарат, оказывающий гипотензивное действие. Форма выпуска и состав Лекарственная форма выпуска Вамлосета – таблетки, покрытые пленочной оболочкой: 5 мг + 80 мг – […]
  • Ишемический синдром в сердце Амприлан: инструкция по применению и отзывы Латинское название: Amprilan Код ATX: C09AA05 Действующее вещество: рамиприл (ramipril) Производитель: КРКА, д.д. (KRKA, d.d.) (Словения) Актуализация описания и фото: 25.07.2018 Цены в аптеках: от 188 […]
  • Инкубационный период при краснухе у детей Вирусный конъюнктивит: лечение, симптомы у детей и взрослых Конъюнктивит – это воспалительное заболевание конъюнктивы, то есть слизистой оболочки поверхности склер и век. На сегодняшний день существует 3 основных вида конъюнктивита, которые в свою […]
  • Народное лечение соком лопуха Фурункулез – народное лечение Здесь приведены народные средства лечения фурункулеза, они помогли больным навсегда избавиться от постоянных высыпаний фурункулов, чирьев, ячменей. Истории выздоровлений взяты из газеты «Вестник ЗОЖ» Как бороться с […]
  • Синдром болезни жильбера Жильбера синдром OMIM 143500 Наша команда профессионалов ответит на ваши вопросы Синдром Жильбера – наследственная негемолитическая неконьюгированная доброкачественная гипербилурубинемия. Тип наследования аутосомно-рецессивный. Частота […]