Народные методы лечения

Народные средства от испуга у ребёнка

Советы психолога родителям по обеспечению психической устойчивости детей

Ликбез по здоровью

Философия еды

Оздоровительные методики

Жизнь Здоровых Людей

Библиотека Здоровья

Энциклопедия

питания

Фито-Аптека

Азбука здоровья

(«Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребёнка», стр. 316-329)

Известный психолог Анатолий Гармаев делит жизнь человека на 12-летние периоды развития:

От 0 до 12 лет — период запечатления моделей поведения и окружающего мира . Воспитание определяется семьёй: действиями родителей и их выбором педагога детского сада, школы, круга друзей ребёнка — детского сообщества. В это время формируются все базовые структуры личности ребенка.

От 12 до 24 лет — период преобладания внесемейного воспитания . Растет авторитет подростковой и молодёжной среды. Это период самостоятельного эксперимента с различными моделями поведения. От того, что видел, слышал, делал ребёнок первые 12 лет, зависит проявление его положительных или отрицательных свойств характера , унаследованных от родителей и соответствующих его конституции. Подросток не случайно попадает в плохую компанию. Он выбирает наиболее созвучную его внутреннему состоянию. Он не случайно становится зависимым от наркотиков, компьютера и т. п. Этому предшествует длительный период депрессивного состояния, пустоты, наполняемой виртуальными агрессивными образами фильмов, рекламы, компьютерных игр. В 2000 году в Санкт-Петербурге 40-60% старшеклассников имели опыт употребления наркотиков, 10% постоянно употребляли героин, 31% — постоянно употребляли алкоголь.

В 2004 году при обследовании малышей детского сада в группу психологического риска специалисты отнесли от 50 до 95% детей. 50% детей плохо эмоционально дифференцировали свои чувства и ценности. Наблюдается так называемая амбивалентность: негативные и позитивные эмоции они рисуют одним цветом. У 40% малышей наблюдалась психологическая инверсия, то есть страх, болезнь окрашены в позитивные тона, радость, любовь — в тёмные и даже чёрные. На первое место у таких детей выходят такие эмоции, как скука, тоска, обида, ссора, злоба, равнодушие. Воспитатели, отработавшие в детском саду 20-30 лет, отмечают просто взрыв необычных форм агрессивного детского поведения. Конечно, родителям тяжело с такими детьми. Родители жалуются на неуправляемость малышей, невозможность уложить их спать. Они обеспокоены присоединением к уже привычным диагнозам энцефалопатии таких диагнозов, как агрессия неясной этиологии , дизритмия , нарушение основного альфа-ритма биоэлектрической активности мозга , вплоть до его исчезновения. Они экспериментируют с моделями поведения виртуальных героев и своего реального детства. Иногда эти эксперименты заканчиваются трагически.

Петербургский психолог М. А. Куртышева выделяет три основных условия обеспечения психической устойчивости детей и выработки доминанты процессов торможения нервной системы ребенка:

1) организация чёткого режима дня, особенно сна и бодрствования;

3) гармоничное окружение и деятельность ребенка на всех этапах формирования его личности в семье.

Но прежде чем приступить к психологической реабилитации семьи — следует остановить информационно поражающий поток, бомбардирующий сознание наших детей ежедневно и ежечасно. Участники международной программы из 13 европейских стран под патронажем Европейского парламента вручили Почётную Грамоту создателям фильма «Виртуальная агрессия» «. за огромный позитивный вклад в дело воспитания нового поколения. «. Этот фильм вскрыл страшную правду об информационном поражении психики детей современным телевидением, компьютерными технологиями.

Следующий этап — гармонизация окружения и деятельности ребенка вместе с родителями, наполнение радостью жизни семьи.

Первое психическое состояние человека по Карлу Юнгу — слитность с психикой родителей. Нервные и психические нарушения у детей вплоть до 12 лет вы­званы исключительно нарушениями психической сферы родителей. Только вместе с родителями, помогая и родителям и детям выйти из депрессии, сегодня можно воспитать психологически здорового ребенка.

Для удобства родителей, желающих иметь психологически здоровых детей, создана таблица, в которой чётко перечислены все этапы формирования личности ребёнка и необходимые действия родителей (табл. 33).

Отражение периода запечатления в течение жизни

(Каждая колонка читается отдельно, сверху вниз:

например, проблемы в возрасте от 3 до 5 лет отражаются в возрасте от 19 до 21 года,

от 26 до 28 лет, от 40 до 42 лет и т. д.)

Проявление проблемы возможно

в любой период жизни

В период запечатления от 0 до 12 лет (и особенно от 0 до 3 лет) каждое Ваше действие, состояние и всё окружение ребёнка «запечатлевается» в его сознании и подсознании — от этого зависят основные успехи и неуспехи его взрослой жизни.

1. От 0 до 3 лет обеспечьте гармоничное окружение ребенку и информационную безопасность:

И сключите просмотр телепередач и нахождение ребёнка в комнате, где работает телевизор. В дальнейшем допустимы по Вашему строгому выбору развивающие передачи 15-30 минут в день , обязательно с чёткой грамотной речью, а не с междометиями. Предпочтение отдавайте фильмам с идеальной моделью поведения детей в реальных условиях жизни. Так, например, документальные фильмы, иллюстрирующие данное «Руководство по подготовке родителей к рождению и
воспитанию здорового ребенка». По нашему опыту, младенцы 2-7 лет с удовольствием смотрят эти фильмы. С их помощью можно подготовить ребенка к поступлению в детский сад, школе, практической жизни. Список фильмов «Домашней детской фильмотеки» представлен в конце книги.

И сключите использование ребёнком компьютера до 6 лет (игры, обучение). Специалисты допускают пользование компьютером для детей после 6 лет — 10 минут, младших школьников — 15 минут, учащихся 5-6 классов — 20 минут, 8-9 классов — 25 минут в день.

С учебными целями допустимо использовать компьютер после шести лет, когда при правильном воспитании ребёнка закончено формирование основных структур личности, когда ребёнок уже познакомился с самим собой — чувствует свой самообраз (психолог А. М. Куртышева), уже умеет жить в мире ярких человеческих эмоций, уже развил свои реальные способности и таланты, имеет опыт сопереживания, со страдания, сорадости, только в этом случае компьютерные виртуальные образы (тщательно отобранные родителями) не принесут вреда физическому и психическому здоровью детей, а могут быть использованы им для развития творческих способ ностей.

Использование виртуальных образов ребёнком (даже взрослым) в отсутствие фундамента телесного, душевного и духовного здоровья приводят к:

а ) нарушению восприятия живого образа, нарастанию неумелости в деятельности в обычных условиях, восприятию мира в «искусственном» масштабе вне связи с реальным временем и пространством.

б ) путанию реального и виртуального мира. До 6-7 лет у детей отсутствует механизм различия обыденной и виртуальной реальности, ребёнок продолжает виртуальный поединок наяву, ставит себя выше своих родителей, не может приспособиться к своему реальному «Я».

Кроме того, до 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии . Только после 12 лет дети имеют возможность хотя бы частично научиться разделять реальности — виртуальную и действительную.

в ) заражению сознания «информационной инфекцией», то есть агрессивными натуралистическими образами, приводящими к телесному «отравлению». Виртуально убивая и подавляя, ребёнок получает удовольствие от удара, оскорбления, убийства, собственной злости и безнаказанности . Привычная человеческая шкала ценностей переворачивается, извращается восприятие ребёнком окружающего мира.

г ) задержке психического различия за счёт длительного восприятия жёстких, негибких, предзаданных форм изображения (так же как и при использовании роботизированных игрушек).

д ) затруднению восприятия ребёнком себя: изменению сознания, воли, личности, эмоций, телодвижений (моторная неловкость, неестественность телодвижений). У ребёнка развивается невнимательность, неусидчивость, «витание в облаках»; нарастает, как снежный ком, неуспеваемость. Часто это сопровождается повышенной утомляемостью, раздражительностью, нарушением памяти и мышления.

е ) включению ребёнком в свой образ чужого образа, отождествление себя с ним.

Виртуальные образы привлекают внимание ребёнка и создают психологическую зависимость за счёт искусственной стимуляции, перевозбуждения нервной системы. Это приводит к дисгармонии мозговых ритмов и гипервозбудимости детей.

Для защиты от информационно поражающих детское сознание факторов:

исключите прослушивание дисгармоничной музыки, неконтролированный просмотр телевизора (до 2-х лет японцы вообще не рекомендуют смотреть детям телевизор), информационно-поражающему потоку средств массовой информации, который бомбардирует сознание детей ежедневно и ежечасно, противопоставьте образы жизни и радости, т. е. свою любовь, теплоту и внимание к ребенку. Делайте это постоянно;

окружите ребёнка природными материалами;

широко используйте пение без инструментального сопровождения (колыбе льные и т. п.); обязательно давайте возможность ребёнку побыть в тишине (без музы ки и т. д.); используйте любые средства традиционной культуры (музыка, танцы, рисование, лепка, особенно традиционные народные праздники). Любой стресс, перенесённый ребёнком, можно устранить, дав ему краски и попросив нарисовать, что ему хочется, — выплеснуть красками негатив. Почаще предоставляйте ребёнку такую возможность. Восстанавливает равновесие нервной системы и раскрашивание древних узоров и картинок в традиционном народном стиле. С колыбели читайте писателей-классиков (А. С. Пушкина и др.), что окажет особое влияние на будущую грамотность; используйте книги, картинки, слайды, диафильмы, кукольный театр, игрушки.

2. Не позволяйте ребёнку смотреть и слушать то, что по Вашему мнению не является образцом для подражания.

Обращайтесь с ребёнком и окружающим миром так, как Вы хотели бы, чтобы обращались с Вами — терпеливо и доброжелательно. Главное в педагогике — любить детей и подавать личный пример. Ребёнок запечатлевает не внешность педагога, который может говорить с улыбкой и спокойно, а состояние его души — гнев, зависть, эгоизм, поэтому постоянно работайте над собой.

3. Ежедневно уделяйте внимание ребёнку , не забывайте о его существовании.

В те минуты, когда Вы концентрируетесь только на нём, он развивается. Вы — его здоровье, его «питание». Все проблемы ребёнка до 7 летэто проблемы матери . До семи лет ребёнок не может развиваться без Вас, ему никто и ничто (никакие технологии или произведения искусства) не может заменить внимание, тепло и любовь матери.

Дети африканских женщин, от рождения не разлучающиеся с матерью, так как сидят у неё за спиной, значительно обгоняют до двухлетнего возраста своих европейских сверстников в развитии. Вероятность дальнейшего их отставания может быть обусловлена отсутствием обучающих методик. Как показали исследования М. Н. Поповой, именно телесный и эмоциональный контакт с матерью оказывает развивающий и оздоравливающий эффект на детей. Так что обнимайте своих детей, берите их на руки — это питает их и телесно, и психо-эмоционально. До 7 лет интенсивно формируется привязанность ребёнка и тёплое чувство любви к родителям. Не упустите это драгоценное время, потом Вы не сможете его вернуть. Научитесь любить ребёнка, и он научится любви к Вам.

4. Научитесь играть с ребёнком.

(Подробно о методике обучения ребёнка через игру можно узнать в книге Л. Чистович и Е. Кожевниковой «Разум, чувства и способности младенца».)

а ) Всегда следуйте за вниманием ребёнка, но не подавляйте его своей активностью.

— в 0-3 мес. ребёнок гулит (инициатива ребенка) — подойдите, установите контакт и повторите его гуление, поддержите разговор;

— в 4-6 мес. пошумите игрушкой сбоку от лица, подождите, пока ребёнок не заинтересуется, проявит инициативу — повернёт голову, протянет ручки к игрушке и попытается схватить её — дайте её ему; если он не сможет схватить, вложите ему в руки;

— в 7-9 мес. ребёнок посмотрел на мяч; обыграйте то, что его заинтересовало, спрашивая: «Что это там? — Это мяч. Хочешь его взять?» и т. д.;

Смотрите так же:  Народное лечение бурсита локтевого сустава

— показывайте действия с каждой новой игрушкой, например:

машину возите за верёвочку, грузите в неё груз, затем ждите проявления внимания ребёнка к Вашим действиям, пусть повторит;

игра с пелёнкой с целью обучения игре в прятки (подготовка к разлучению с мамой — детский сад, школа). Мама кладёт пелёнку на лицо ребёнка и спрашивает: «Где Миша?» — убирает с его лица. — «Вот он, Миша!». Мама ждёт, когда ребёнок проявит инициативу и сам уберёт со своего лица пелёнку, затем делает удивлённое лицо: «Откуда ты взялся?». Второй этап — мама закрывает своё лицо пелёнкой: «Где мама?». Ждите, пока ребёнок сам не сдёрнет пелёнку: «Вот мама!». Третий этап — начинайте обучение его настоящим пряткам с членами семьи и игрушками.

б ) Обеспечьте условия для свободной игры ребенка: приготовьте материалы, прочитайте накануне сказку, выбрав какой-то развивающий сюжет. В игре ребёнок ищет смысл своей будущей взрослой жизни, поэтому изображает все виды взрослой деятельности; хорошо, когда его знакомят со многими из них.

Не тормозите познавательную активность ребенка. Например, ребёнок в 6 месяцев громко стучит крышкой о кастрюлю. Активный интерес к окружающему миру и исследование его — основа дальнейшего желания учиться.

Подбирайте гармоничные игрушки (а не безобразных роботов), стимулирующие познавательную активность ребёнка, из природных материалов, естественных цветов, самодельные игрушки, предметы взрослого быта. Игрушки должны давать простор для творчества ребенка. Ограничьте использование игрушек типа Барби, в которых завершённое творчество взрослых застывает в формах, тормозящих воображение ребёнка и стимулирующих эгоцентричность.

Обязательно играйте с ребёнком на воздухе, лучше с несколькими детьми.

По методике В. А. Куца «Традиционная пластика» поставьте их в круг. Начните с разминки: потягивание с зеванием, потряхивание руками и ногами, пение в хороводе, ладушки, шлепки, притопы со скороговорками и разнообразные подвижные игры: чехарда, пятнашки, Али-баба и др.

5. Ежедневно разговаривайте с ребенком , чётко произнося слова и грамотно строя обороты речи; не коверкайте слова, имитируя речь детей. Общаясь с ребёнком, старайтесь, чтобы его глаза и Ваши находились на одном уровне (в дальнейшем при общении ребёнок будет смотреть в глаза собеседнику).

Повторяйте любимые произведения ребёнку много раз. Чем лучше он их знает, тем чаще просит читать. В дальнейшем это может стать основой удивительной грамотности и прекрасно поставленной речи. Использование картинок для развития речи рекомендуется начинать в 2-6-месячном возрасте (один крупный предмет на листе размером обычной тетради).

6. В воспитании придерживайтесь принципа «табу-редки» .

Табу (запрет) должно быть обязательным, но редким, в соответствии с нормами традиционного воспитания. Запрещается только то, что запрещено кодексом общественного поведения и Божьими заповедями, что опасно для жизни. Например, ребёнок, ударивший бабушку, должен быть наказан. Это — табу. В других случаях, например, если он стучит молотком по кастрюле, нужно переключить внимание ребенка и дипломатично решить проблему так, чтобы не затормозить его познавательную активность (см. статью психолога И. И. Мамайчук «Младенец приходит в мир»).

7. Никогда не наказывайте ребенка, находясь в злобе.

Народная мудрость гласит: «Учитель, наказывающий ребёнка в раздражении, тешит свою плоть». Когда родитель хочет поправить своего ребёнка, он обязан полностью владеть собой. Ребёнок должен понять, что родители печалятся его поведением и вынуждены его наказать, так как плохое поведение ребёнка — это «болезнь», наказание — «лечебное воздействие», а родители — «врачи». Одна мудрая мать перед тем как наказать ребёнка говорила: «Придется нам выгнать эти капризы! Надо же, как они мучают моего любимого сына, что он даже сам на себя не похож!»

Христианская мудрость гласит: «Возлюби грешника, но возненавидь грех». Дайте понять ребёнку, что Вы его любите всегда, но Вы ненавидите его плохие дела. Никогда не говорите ребёнку, что Вы его не любите или что он идиот и т. п. Подчеркивайте, «запечатлейте» в ребёнке его лучшие поступки, и Вы поборете вместе с ним слабости и страсти, которые суть болезни души и есть у каждого человека.

До трёх лет телесные наказания запрещены. После трёх лет, любя, спокойно можно наказывать ребёнка при нарушении им табу, но не ладонью, которая ласкает и кормит. Детские психоневрологи рекомендуют прутик, который висит на стене. Прутик используется очень редко, как действенное лечебное средство, только по ягодицам и обязательно кратко, но ощутимо. В дальнейшем ребёнок обычно исправляется только при упоминании и указании на прутик. Ребёнок должен почитать родителей и наставников. В Библии написано: «Нагибай шею сыну в молодости, иначе он нагнёт тебе шею в старости».

Почитание и уважение — разные понятия. При правильном воспитании дети почитают родителей, нуждаются в их мудром совете в различных своих проблемах. Уважение — это внешнее благопристойное отношение без нужды в советах и возможное забвение родителей при появлении материальной независимости от них. Главный возраст воспитания почитания и послушания — от 5 до 7 лет. В семье с традиционным православным воспитанием в этом возрасте дети учатся высшему искусству послушания — послушанию родителям с радостью и пониманием .

8. Ответственность в вопросах духовно-нравственного воспитания детей целиком лежит на родителях.

Ребёнок должен быть обучен пользоваться уже заложенным в нём природой стремлением к чистоте, нравственному совершенствованию, постоянному и жизнеутверждающему творчеству, постоянному чувствованию самообраза, умению различать события и самого себя в этих событиях («Психологическая культура восприятия и понимания самого себя», психолог М. А. Курташова), правильной оценке добра и зла.

Ребёнок уже в дошкольном возрасте должен быть ознакомлен с опасностями для его психического здоровья со стороны современных религиозных сект и с принципами поведения при попытке завербовать его членами сект. Наиболее опасны, с точки зрения врачей-психиатров, последователи «Рейки» — универсальной энергии, сайентологии (дианетики), секты сатанистов, «Белого братства», «Свидетели Иеговы», Муна и др.).

9. Не закрепляйте в сознании ребёнка эпизоды плохого поведения положительными стимулами.

Например, ребёнок требует от Вас включить телевизор, при этом падает на диван, кричит, дёргает ногами. Если Вы дадите ему конфету (или другое поощрение) для того, чтобы его успокоить, то он с удовольствием будет повторять свои требования. В таком случае необходимо переключить его внимание или дать ему возможность успокоиться самому, но ни в коем случае не выполнять требование, предъявляемое Вам ребёнком в такой форме.

10. Относитесь к ребёнку с учётом его пола и его роли в будущей семейной жизни .

Ребёнок — будущий родитель. Петербургский психолог А. И. Захаров в своей статье «Инстинкт материнства» отметил следующее влияние детства на становление материнства:

а) Если у будущей матери нет опыта общения с братьями и сестрами, то инстинкт материнства проявляется у неё в более позднем возрасте или не способен проявиться вообще.

б) Сила любви матери к дочери — на сколько мать любила свою дочь, на столько и она будет способна любить своих детей.

в) Подчеркивание матерью женских качеств любви к потомству: произнесение ласковых слов, поглаживание, разговоры невзначай — какие хорошие будут дети, как они будут любить маму, и мама будет любить их.

До периода возраста зрелости человека можно выделить 7 периодов, способствующих естественным образом инстинктам материнства и отцовства:

Первый период, от 0 до 1 года. Закладываются основы эмоционального контакта со всеми людьми. Ухудшает этот контакт нежеланная беременность, малый срок кормления грудью, в результате которого не реализуется инстинкт сосания ребёнка и он трудно расстается с соской, и далее невротически зависит от матери: маль чик — маменькин-сынок; девочка — сверхопекание своего потомства; эгоизм матери (любовь к себе, предпочтение своих эмоций всем другим).

Второй период, от 1 года до 3 лет. Для девочки важно не допускать испуга от мужчины, например, от врача-мужчины или запугивание плохим дядей, который заберет в мешок. В дальнейшем может осложняться нормальный контакт с лицами мужского пола.

Третий период, от 3 до 5 лет — возраст любви к матери. Если девочка и мальчик реализуют себя в любви к матери, то в следующем возрасте они принимают роли своего пола: девочка принимает роль матери, мальчик принимает роль отца.

Четвёртый период, от 5 до 7 лет — возраст положительной поло-ролевой идентификации с родителем того же пола: мальчик принимает роль отца, девочка принимает роль матери.

Пятый период, от 7 до 10 лет — формирование чувства ответственности, долга.

Шестой период, от 10 до 15 лет — возраст полового созревания. Положительное восприятие своих возрастных изменений: девочкой — женственности, мальчиком — мужественности. Плохо, если девочка агрессивна, резко маскулинизирована. В дальнейшем такая девочка будет презирать мальчиков, далее искать недостатки у мужа.

Седьмой период, от 15 до 21 года — юношеский возраст до периода зрелости. Так же, как и в возрасте от 3 до 5 лет, главная тема возраста — любовь и проблемы, связанные с ней, романтические и сексуальные чувства. Со способами преодоления проблем, связанных с юношеским возрастом, Вы можете ознакомиться в разделе «Духовное воспитание в трудах св. Феофана Затворника, XIX век».

11. Внимательно относитесь к выбору учителей и друзей.

Так, например, если в период ученичества с 7 до 10 лет ребёнку не встретился учитель, способный развить желание и умение учиться, то всю жизнь, и особенно в периоды 14-17 лет, 30-32 года, 36-38 лет и т. д., человек будет испытывать нежелание учиться.

С 10-летнего возраста, особенно в 12-14 лет, особое значение приобретает выбор друзей, авторитет которых в этот период особенно возрастает и превалирует над авторитетом семьи. Следует заблаговременно помочь найти ребёнку молодежную организацию, принципы воспитания в которой совпадают с Вашими, в которой ребёнку интересно, где он учится преодолевать трудности и развивается. Например, Российская организация юных разведчиков использует принцип воспитания в походных условиях в рамках православного мировоззрения.

12. Только принимая и одновременно отдавая, ребёнок находится в гармонии.

Ребёнок принимает (потребляет) от родителей заботу о нем. Его кормят, с ним гуляют и играют. Он получает информацию от них и через них (обучение, театр, цирк, концерт, музей и т. п.) и все проявления родительской любви, прежде всего посев добродетелей. Ребёнок отдает (не отдавать нельзя, так как возникают проблемы в психо-эмоциональной сфере) — в виде благодарности, извинения, помощи и внимания к родителям, ласки. Обязателен посильный труд из трёх компонентов: самообеспечение, отклик на нужду ближнего, домашний, сельскохозяйственный труд, а также работа по способностям — учёба, музыка, спорт, изучение иностранного языка и т. д. Если в период с 5 до 7 лет (период послушания и труда, период, определяющий работоспособность человека в течение жизни), ребёнок не трудился, то есть не отдавал, а только потреблял, причём много, то силы его
души натренированы на потребление. Он сможет, будучи взрослым, не уставая,
часами смотреть телевизор, вести праздные беседы, слушать музыку и т. д., но у него не будет сил трудиться ни дома (не сможет заставить себя что-то починить, позаниматься с ребёнком и т. п.), ни на работе.

Смотрите так же:  Льняное масло и лечебные свойства

С самого раннего детства следует «ловить» каждое желание ребёнка потрудиться. Конечно, гораздо легче самому вымыть пол, посуду, чем терпеливо делать это вместе с ребёнком, который больше мешает, чем помогает. Необходимо выработать у ребёнка привычку трудиться, помогать ближнему, и тогда всю жизнь это будет доставлять ему радость. «Тяжело в ученье, легко в бою», — знаменитая фраза полководца Суворова. Готовьте детей к трудностям жизни и физически, и духовно, и они будут благодарны Вам, когда вступят во взрослую жизнь.

13. Обсуждайте с ребёнком все события, происходящие с ним.

Давайте им оценку. Ребёнку полезно столкнуться с плохим, если он сделал из этого правильный вывод и не повредился сам. «Всё тебе возможно, но не всё полезно», — говорил Апостол Павел. Неправильно ограждать ребёнка от реалий жизни, правильнее — разумно использовать их в воспитательных целях, учитывая душевные и физические силы ребёнка.

от года до 5 лет ребёнок — царь: все служат ему, управляют ребёнком незаметно, дипломатично, исключая случаи табу (см. выше пункты 6, 9);

от 7 до 15 лет ребёнок — раб. Хозяин печётся о своём рабе, заботится о нём, любит его, и раб платит ему любовью, трудом и послушанием. В этом возрасте воспитывается послушание и трудолюбие. В 7 лет в Спарте мальчика отдавали на воспитание в военное поселение, девочки профессионально нянчили своих младших сестрёнок и братишек. Период с 5 до 7 лет — переходный, с постепенной выработкой навыков послушания. Без послушания ребёнок не сможет реализовать свои деловые качества во взрослом состоянии и не сможет уважать Вашу старость;

от 15 и старше ребёнок — друг. Вы можете только советовать ему как поступить, а выбор остаётся за ним. Руководство им вновь строится на Вашей дипломатии и том почитании родителей, которое Вы сумели воспитать.

Кратко формирование личности ребёнка представлено в таблице 33.

Скачать книгу «Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребёнка» : — depositfiles.com; — letitbit.net

«К здоровой семье через детский сад» — оздоровительная программа для беременных женщин и детей с рождения до 18 лет

Что делать, если ребёнку предлагают госпитализацию? Как выбрать хорошего врача?

Отит у ребёнка

Как защититься от гриппа?

Почему мамы отказываются от детской косметики Johnsons Baby?

Врач Роберт С. Мендельсон: Прививки – бомба замедленного действия

Применение БАД NSP в коррекции здоровья детей до 9 лет

Повышение сопротивляемости организма: рекомендации для беременных и детей

Полный список препаратов NSP для профилактики и лечения детских болезней

Повышение иммунитета = защита от рака. Как укрепить иммунитет

Какие витамины лучше купить в аптеке?

ВитаМания. История нашей одержимости витаминами

Лучшие методики раннего развития. Глен Доман

Тетради Кумон и компания: развиваем детей весело и результативно

Что делать, если ребёнок заикается: различные методики и средства лечения

Формирование речи у детей — очень сложный процесс, в котором участвуют дыхательные пути, лёгкие, голосовая щель, мягкое небо, зубы, язык, губы, головной мозг. Если наблюдается сбой в работе любого из этих органов, а тем более — структур мозга, могут диагностироваться проблемы с речью. Среди них самое распространённое — заикание, которое определяется как периодический спазм верхних дыхательных путей, приводящий к нарушению выговаривания слов. Часть врачей приравнивают его к неврозам.

Это явление мешает социальной адаптации ребёнка, а в запущенной форме будет сказываться на его дальнейших успехах в обучении. Очень важно помочь заикающимся на раннем этапе формирования речи, чтобы справиться с этим недугом к школе.

Заболевание описывается даже в древних исторических манускриптах, но причины заикания у детей стали понятны, лишь благодаря русскому учёному И. П. Павлову, который, сформулировав понятие о высшей нервной деятельности, помог разобраться в происхождении неврозов. Нарушения могут определяться внутренними или внешними факторами.

Патологии головного мозга

Предрасположенность к заболеваниям данного характера может объясняться следующими причинами:

  • наследственность;
  • внутриутробные инфекции во время беременности;
  • гипоксия плода;
  • недоношенность;
  • родовые травмы;
  • темперамент холерика.

В большинстве случаев такого рода проблема определяется генетическими отклонениями. Если ребёнок начал заикаться, как только научился разговаривать, причины нужно искать именно в патологиях головного мозга.

Внешние воздействия

Но если ребёнок стал заикаться позже, в 3-4 года, причины нужно искать во внешних обстоятельствах. Заболевание могли спровоцировать следующие факторы:

  • инфекции ЦНС: менингит, энцефалит;
  • травмы головного мозга: сотрясение, ушиб;
  • сахарный диабет;
  • функциональная незрелость больших полушарий у детей до 5 лет: такое заикание проходит без медицинского вмешательства;
  • инфекции ушей, верхних дыхательных путей;
  • заболевания, провоцирующие ослабление организма: глисты, рахит, частые ОРВИ и ОРЗ;
  • сопутствующие заболевания, вторичные состояния: бессонница, энурез, повышенная утомляемость, ночные кошмары;
  • психологические травмы: от испуга, страха, хронического стресса;
  • неправильное воспитание: избалованность, изнеженность или, напротив, слишком завышенные требования;
  • проблемы с формированием детской речи: если родители сами разговаривают быстро и нервно;
  • подражание взрослым.

Родители должны понять, почему ребёнок заикается: это поможет выбрать правильный курс лечения и обезопасить его в дальнейшем от подобных провоцирующих факторов (имеются в виду внешних).

Очень многое зависит от той эмоциональной обстановки, в которой он растёт. Если она благоприятна, малыш чувствует родительскую заботу (в меру), не обделён любовью, не испытывал никогда серьёзных стрессовых нагрузок, с речью у него проблем не возникает. Если же всё с точностью до наоборот и семья страдает от постоянных конфликтов, кроха зажимается, и в результате у него диагностируется заикание в той или иной форме.

По страницам истории. Первое подробное описание заикания можно найти в трудах Гиппократа, а это IV век до н. э.

Для клинической картины заболевания характерна одна очень важная особенность. Если заикание обусловлено неврозом, оно усиливается при психоэмоциональном перенапряжении, но практически исчезает в спокойной обстановке.

Если причина — патология головного мозга, проблема будет иметь постоянный характер. При этом судороги мышц языка, гортани, нёба, диафрагмы проявляются разными речевыми нарушениями:

  • вынужденная пауза в определённом месте слова: соб. ака;
  • повторение одного и того же звука, когда ребёнок заикается на первом слоге или звуке: с-с-собака, со-со-собака;
  • сочетание двух предыдущих видов речевого расстройства.

Добавочными симптомами к заиканию становятся:

  • напряжённость, нервозность ребёнка;
  • гримасничанье, которое в определённых случаях доходит до нервных тиков;
  • замкнутость, которая может развиться в социофобию;
  • психологический дискомфорт во время общения;
  • неврологические расстройства: плаксивость, раздражительность, различные фобии, агрессивность, плохой сон.

Заикание формирует у ребёнка логофобию — это страх речевого общения с другими людьми. Он заранее ожидает свои неудачи, боится непонимания и насмешек, замыкается и отказывается от разговоров. Поэтому так важна роль взрослых в его жизни: они должны помочь ему преодолеть все эти барьеры.

Коррекция нарушений речи возможна и приносит хорошие результаты при постоянных занятиях, но всё будет зависеть от того, какой формой заикания страдает малыш.

С миру — по нитке. Самые известные заики — пророк Моисей, оратор Демосфен, физик Исаак Ньютон, писатель Льюис Кэрролл, красавица Мэрилин Монро, политик Уинстон Черчилль, актёр Брюс Уиллис и многие другие.

Существуют различные виды заикания, каждый из которых характеризуется своими особенностями и требует определённой схемы коррекции. На данный момент времени существует несколько классификаций этого речевого нарушения.

В зависимости от причины:

  • патологическое / генетическое заикание обусловлено нарушениями в работе головного мозга;
  • нервозное объясняется проблемами с нервной системой.

В зависимости от речи:

  • тоническое заикание, когда ребёнок делает вынужденную паузу в определённом месте слова;
  • клоническое, когда происходит повторение одного и того же звука, слога или слова;
  • смешанное, когда диагностируется сочетание тонического и клонического заиканий.

В зависимости от формы протекания заболевания:

  • постоянная форма, при которой заикание является неизменным спутником ребёнка в любой ситуации;
  • волнообразная форма, когда оно временами усиливается или уменьшается, но совсем не проходит;
  • рецидивирующая форма — это появление заикания после какого-то периода его отсутствия.

Логопед при обследовании ребёнка выявляет вид его заикания и уже после этого назначает ту или иную методику коррекции, каждая из которых подбирается индивидуально. Главное — вовремя отвести малыша к специалисту и пройти до конца весь путь лечения. А начать придётся с обычной диагностики.

Любопытный факт. Согласно историческим источникам, в Древнем Риме заикание лечили подрезанием языка.

Полноценное обследование детей с заиканием предполагает консультации у следующих специалистов:

С помощью всевозможных тестирований и инструментальных обследований врачи проверяют:

  • анамнез заболевания;
  • наследственность;
  • сведения о раннем развитии ребёнка — психоречевом и моторном;
  • обстоятельства и время возникновения заикания;
  • локализацию, форму, частоту речевых судорог;
  • особенности темпа речи, голоса, дыхания;
  • сопутствующие нарушения (двигательные или речевые);
  • логофобию.

У заикающихся деток проводят обследование звукопроизношения, лексико-грамматического содержания речи, фонематического слуха. Логопедическое заключение содержит в себе описание формы, степени заикания и характер судорог. Патологию необходимо дифференцировать с тахилалией, дизартрией, спотыканием.

Для выявления органического поражения нервной системы невролог может назначить:

  • ЭЭГ;
  • реоэнцефалографию;
  • МРТ головного мозга;
  • ЭхоЭГ.

Только после всех этих обследований врачи могут сказать, как вылечить заикание у ребёнка в том или ином случае, потому что каждый из них индивидуален и практически неповторим. Полное выздоровление могут гарантировать только регулярные занятия, упорство, желание и точное следование всем рекомендациям специалистов. Лечение должно быть комплексным.

Согласно статистике. Заикание диагностируется у 4% детей и только у 2% взрослых.

Что значит комплексное лечение заикания у детей? Оно предполагает коррекцию нарушений речи сразу по нескольким направлениям. С ребёнком должны работать не только профессионалы в специализированных условиях. Многое зависит от домашних занятий, которые должны организовывать сами родители. Только так можно навсегда избавиться от этой патологии и отправить малыша в школу уже без комплексов.

Профессиональная коррекция

Вполне логично родители интересуются, какой врач лечит заикание у детей: невропатолог и психолог определяют только его причины, психотерапевт при необходимости может назначить медикаментозные препараты. Но только дефектолог-логопед устраняет первичные и вторичные нарушения речевой функции с помощью конкретных коррекционных программ, подбираемых индивидуально.

Есть специальные логопедические упражнения, которые позволяют работать над плавностью детской речи и развивать дыхание при разговоре. В результате ребёнок преодолевает барьер заикания и начинает говорить в нужном темпе. Занятия будут эффективными лишь в том случае, если атмосфера окружающей обстановки благоприятная.

  • Смешные карусели

Логопед вместе с ребёнком неторопливо, размеренно ходят по кругу и на каждый шаг произносят фразу: «Мы смешные карусели — опа-опа-опа-па-па, татати-тати-тата».

Логопед ритмично машет руками. На каждый его взмах ребёнок произносит нараспев гласные, слоги, слова — всё, что ему захочется.

  • Весёлые цыплята
Смотрите так же:  Лечение красным вином народные рецепты

Ребёнок попеременно прыгает то на одной, то на другой ножке, изображая цыплёнка и каждый раз меняя при этом дежурную фразу: «Хлоп-топ-хлоп! Ап-цап-тап! Уф-ив-аф! Тап-тип-рап-роп-цып-цып!».

Логопед произносит различные слова нараспев, очень медленно. На каждый гласный звук ребёнок должен хлопнуть в ладоши. Постепенно упражнение усложняется: вместе с прихлопом он должен ещё и ногой топнуть.

Предложить ребёнку прочитать наизусть любое коротенькое стихотворение, но нараспев, под спокойную музыку (лучше взять классику или инструментальную мелодию). Задача — попасть в такт. Если маленький пациент хорошо выполнит задание, можно взять более длинное стихотворение .

Однако коррекция заикания у детей дошкольного возраста не ограничивается только лишь логопедическими весёлыми упражнениями. Так как это не только психологическая и речевая проблема, но и физиологическая, она требует вмешательства и других специалистов в процесс лечения. Например, массажиста.

Чтобы устранить заикание у ребёнка, запишите его на массаж к специалисту. Проводить его самостоятельно в домашних условиях не рекомендуется, потому что нечаянно можно повредить мышцу или гортань. Только опытный детский массажист, специализирующийся именно на лечении речевых нарушений, может гарантировать эффективность процедуры.

Основные правила для её проведения таковы:

  • медленный и неторопливый темп;
  • создание для маленького пациента атмосферы спокойствия, комфорта и тепла;
  • звучание успокаивающей музыки;
  • тёплые руки массажиста.

Процедура проводится последовательно по зонам:

  1. шея;
  2. верхний плечевой пояс;
  3. мимическая мускулатура;
  4. губы;
  5. гортань.

Основная цель такого массажа — расслабление мышц, которые у заикающегося находятся в постоянном тонусе. Полный курс составляет 12 процедур. При необходимости он повторяется через 2 недели.

Чтобы логопедическая коррекция заикания у детей и массаж были наиболее эффективны, при расстройствах нервной системы врачи могут посоветовать медикаментозную терапию.

Медикаментозные препараты

Медикаментозные препараты от заикания назначаются только при тяжёлых расстройствах психики, нервной системы. По большей части, это противосудорожные, успокоительные средства или транквилизаторы (в крайних случаях). Это могут быть:

  • Фенибут;
  • Галопер;
  • Галоперидол в разных вариациях: деканоат, акри, апо, ратиофарм;
  • Глицин;
  • Гопантам;
  • Пантогам;
  • Пентокальцин;
  • Сенорм;
  • Тенотен;
  • Магне В6;
  • Цитраль;
  • Феназепам;
  • Тазепам;
  • Сибазон;
  • Элениум.

Можно найти и гомеопатическое лекарство от заикания для детей, которое тоже буде отличаться мощным успокаивающим эффектом. Выбор большой:

Самостоятельно подбирать медикаментозное лечение заикания для ребёнка нельзя. Если природа речевого нарушения вовсе не в проблемах нервной системы, такая терапия усугубит состояние больного. Только невропатолог или психотерапевт могут проконсультировать вас в данном вопросе. Даже фитотерапия не всегда показана.

Народные средства

Иногда врачи могут посоветовать лечение заикания у детей народными средствами, т. е. успокаивающими травами. Можно собирать их самостоятельно, а можно покупать готовые аптечные сборы и заваривать в дозировках, рекомендованных специалистом.

Снять напряжение помогут:

  • валериана;
  • пустырник;
  • травяной сбор из сухой мяты, валерианы, крапивы, ромашки;
  • полоскание горла отваром из белого ясенца или душистой руты;
  • сок крапивы;
  • гусиная лапчатка;
  • хмель и вереск;
  • ягоды калины.
  • мёд (в любом виде).

Если ребёнок заикается, родители должны понимать, что просто полоскания отварами трав и медовые компрессы на язычок не смогут устранить столь тяжёлое речевое нарушение. Они лишь помогут основному курсу терапии, но самостоятельным и полноценным направлением в лечении детского заикания не являются. Гораздо более эффективными окажутся игровые занятия.

Для поддержки логопедических упражнений и усиления их эффективности родители могут проводить игры для детей с заиканием в домашних условиях.

Подбирать их самостоятельно не стоит: лучше проконсультироваться со специалистом, который уже занимается с ребёнком. Учитывая его индивидуальное речевое развитие (о нормах и отклонениях развития речи для детей 3-4 лет, читайте здесь), дефектолог подберёт наиболее оптимальные варианты. Вот самые популярные из них.

  • Незадачливый художник

Ребёнок рассматривает картинки и называет несоответствия с действительностью: например, изображена осень, а листья на деревьях зелёные. Здесь важен соревновательный аспект: он должен сделать это как можно быстрее.

Ребёнок должен повторять вслед за взрослым звуки, которые произносят различные домашние животные. Сначала он делает это медленно, нараспев, стараясь не заикаться. Как только у него начнёт получаться, темп нужно ускорить.

Если малыш хорошо рисует, предложите ему что-нибудь нарисовать и параллельно с этим давать комментарии, рассказывать, что он изображает. Обычно в творческом порыве напряжение снимается и речь становится более плавной. Вместо рисования это может быть лепка, пение и другие увлечения.

Игровые занятия с заикающимися детьми в домашних условиях тренируют и закрепляют правильные навыки речи и поведения в усложнённых условиях. Это своеобразный, но очень необходимый мостик для переноса приобретённых навыков из игровых условий в обычные. А самое главное — ребёнок учится правильно вести себя в разных речевых ситуациях, что воспитывает в нём нужное отношение к окружающим и коллективу.

Дыхательная гимнастика

Поможет избавить ребёнка от заикания дыхательная гимнастика, которая проводится сначала — со специалистом, затем — с родителями в домашних условиях. Особенно популярна методика А. Н. Стрельниковой.

Её задача — развитие правильного дыхания при нарушенных речевых функциях. Она идеальна для занятий с детками и в 3 года, и в 6 лет, т. е. возрастных ограничений нет. Включает в себя дыхательные упражнения, сочетающие короткий и резкий вдох с движениями. Активность различных частей тела провоцирует прилив кислорода к тканям.

Ребёнок принимает вертикальное положение. Руки опущены. Он делает короткий и резкий вдох, одновременно наклоняясь вперёд. Спина округляется, голова опускается вниз. Затем он слегка приподнимается, при этом делая выдох (любой — можно через нос, можно через рот).

Целиком упражнение должно состоять из 8 вдохов, 12 повторов с интервалом в 5 секунд. Но ребёнок может сразу не справиться с таким объёмом. Приходите к нему постепенно. Если малыш пожаловался на головокружение или боль в пояснице, пусть попробует в следующий раз выполнить «насос» из положения сидя.

Так как данное дыхательное упражнение даёт колоссальную нагрузку на различные органы, для его выполнения есть несколько противопоказаний: травмы головы, проблемы с позвоночником, повышенное давление (причём любое — артериальное, внутриглазное или внутричерепное), камни, миопия, плохое самочувствие, обострение любых заболеваний.

Данное упражнение выполняется из вертикального положения. Руки согнуты, кисти подняты на уровне плеч. Ребёнок должен свести их друг другу навстречу, одновременно делая короткий шумный вдох. Он должен словно обнять себя за плечи, локти при этом сходятся на груди.

При правильном выполнении упражнения руки должны находиться параллельно друг другу, а не как это часто случается — крест-накрест. На момент выдоха (его можно делать через рот или через нос) руки расходятся, образовывая квадрат. Общее количество вдохов — 8. Всего упражнение нужно сделать 12 раз с небольшими интервалами. Противопоказания — сердечная недостаточность и другие тяжёлые заболевания.

Данные дыхательные упражнения помогут вылечить заикание у детей дошкольного возраста, чтобы не возникло проблем с обучением. За два месяца, при правильной технике их выполнения, появляется глубокое и плавное дыхание, которого раньше не было. А очередное обследование покажет, что голосовые связки стали гибкими и подвижными.

Родители должны понимать, что нельзя проводить лечение заикания у детей в домашних условиях без привлечения специалистов. Для устранения этого серьёзного речевого недостатка нужны и массаж, и логопедические упражнения, и терапия медикаментами. Только комплекс мероприятий даст нужный результат.

Это интересно! В 1841 году Диффенбах, немецкий хирург, предложил лечить заикание удалением части мышц языка.

Естественно, каждый родитель беспокоится о том, можно ли вылечить заикание у ребёнка. Прогнозы зависят от многих факторов (возраста пациента и формы заболевания), и в каждом случае они индивидуальны:

  • если лечение было проведено своевременно, избавиться от патологии будет гораздо легче;
  • если имеются врождённые патологии речевого аппарата, прогноз обещает быть уже не таким благоприятным;
  • выздоровление зависит ещё и от формы заикания: дыхательные судороги поддаются лечению легче и быстрее, чем тонические;
  • наибольшего эффекта можно добиться, если ребёнку всего 3-5 лет: начиная с 12 лет, расстройство уже не так легко поддается коррекции;
  • под действием психологических факторов при заикании может произойти рецидив заболевания.

Главное — родители должны понимать, что делать, если ребёнок заикается: оказать ему помощь любыми способами, привлечь специалистов, создать благоприятную психологическую атмосферу. А ещё лучше — предпринять всё возможное, чтобы данной проблемы вообще не возникло, т. е. заниматься профилактикой.

А Вы знали, что. существует международная ассоциация заикания, у которой есть собственный Устав о правах и обязанностях всех заикающихся?

Заикания у детей можно избежать с помощью соответствующих профилактических мероприятий:

  1. Создание в семье дружественной, благоприятной атмосферы.
  2. Отсутствие конфликтов между родителями.
  3. Исключить страшные истории и фильмы из поля зрения ребёнка.
  4. Если малыш боится темноты, нужно обязательно оставлять ему на ночь включенный светильник.
  5. Дарить ему больше любви и заботы, но при этом не баловать и не слишком завышать требования к нему.
  6. Нужно оберегать его от психологических травм.
  7. Бережное отношение мамы к своему здоровью во время беременности.

Как показывает практика, спокойные дети, выросшие в благоприятной атмосфере и не испытывающие нехватки родительской любви и заботы, редко страдают от заикания, если проблема не в наследстве и не в генетике.

Если же это всё-таки случилось, не нужно считать своего ребёнка особенным и не таким, как все. Данное речевое расстройство — обычное заболевание, которое можно вылечить. Это должно давать надежду на выздоровление и полную социальную адаптацию.

Похожие статьи

  • Крапива двудомная народные рецепты Как увеличить грудь самостоятельно: самые эффективные средства Большинство нынешних женщин недовольны своим бюстом, считая его слишком маленьким и не сексуальным. Вы также не можете похвастать пышной женственной формой? Попробуйте народные […]
  • Лечебные травы от простаты Лабазник: виды, лечебные свойства, способы применения, противопоказания, рецепты Многие садоводы знают лабазник (или таволгу) как декоративное неприхотливое, а, главное, красивое растение, насчитывающее более 15 видов. Но мало кто знает о том, что […]
  • Народные средства при лечении сердечной астмы Как снизить сахар в крови Как снизить сахар в крови: узнайте об эффективных способах, вне зависимости от того, диагностировали у вас диабет или нет. Разберитесь, что нужно кушать, какие таблетки принимать, стоит ли их дополнять БАДами и народными […]
  • Лечение кишечника очищение Морозник Кавказский Морозник Кавказский — уникальное растение с обширным спектром полезных свойств. Мы собираем его более 14 лет и потому хорошо разбираемся в его качестве и правилах применения. На сайте представлен 100% натуральный продукт, […]
  • Гипотиреоз народные рецепты Причины повышенной выработки пролактина у женщин. Диагностика и лечение Источником многих женских болезней является нарушение гормонального баланса. Неправильный цикл менструаций, отсутствие овуляции, обильные или скудные кровотечения становятся […]
  • Полынь горькая доклад Полынь горькая доклад Одуванчик лекарственный - свойства, рецепты, лечение Одуванчик лекарственный - это многолетнее травянистое растение. Растет он повсюду и особенно заметен в период цветения своими ярко желтыми цветками. Весной, когда организм […]