Заболевания

Грипп виды симптомы и лечение

Неврозы у детей: симптомы, лечение, причины

Неврозы – это особые патологии нервной системы как среди взрослых, так и среди детей, при которых нет видимых повреждений (травм, инфекций, воспаления и прочих влияний). При этом наблюдаются особые отклонения в функционировании высших нервных процессов. Это заболевания психогенной природы — реакция личности на стрессы, психические травмы, негативные воздействия.

Процесс становления личности и активное развитие высшей нервной деятельности у детей начинается с рождения, но наиболее активно оно начинается с трех лет. Совсем крохи не могут четко выразить свои страхи, эмоции или внутреннее состояние, поэтому, как таковые неврозы можно выявить в общих чертах у ребенка после 3 лет. Чем взрослее ребенок, тем типичнее и ярче будут проявления, особенно поведенческого и эмоционального плана.

Невроз — не психическое заболевание, как шизофрения или психозы, при нем нет прогрессивного распада личности, это обратимое расстройство нервной системы, нарушение в психической деятельности функционального характера.

При неврозах нервная система испытывает или резкое и сильное потрясение, или длительное, навязчивое раздражение. При этом в ней начинаются сбои, выражающиеся в неустойчивости настроения со страхами, тревогами и иногда проявлениями со стороны органов и систем организма (повышенная потливость, проблемы аппетита или сердцебиение).

Почему возникают неврозы?

И малыши дошкольного возраста, и школьники, подростки обладают особо ранимой нервной системой в силу того, что она еще не полностью сформирована и незрелая, имеют мало жизненного опыта в стрессовых ситуациях, не могут адекватно, точно выразить свои эмоции.

Некоторые родители из-за занятости и прочих факторов, зачастую не обращают внимания на проявления нервных расстройств у детей, списывая изменения в поведении на возрастные особенности или капризы.

Но если при неврозе не помочь ребенку вовремя, ситуация может затягиваться, отражаться на физическом здоровье и проблемами в общении с окружающими, перерастая в невротические состояния у подростка. В итоге, невроз будет являться причиной уже необратимых психологических изменений в складе личности.

Самым значимым фактором увеличения сегодня неврозов у детей является рост числа патологии беременности и родов, при которых возникает гипоксия нервных тканей плода (см. последствия гипоксии плода).

Предрасполагающими факторами для развития неврозов служат:

  • предрасположенность к проблемам нервной системы, унаследованная от родителей
  • психотравмирующие ситуации, катастрофы, стрессы

Пусковым механизмом невроза могут служить:

  • перенесенные заболевания
  • частое недосыпание, напряжение физическое или психическое
  • тяжелые отношения в семье

Протекание заболевания и его выраженность зависит от:

  • пола и возраста ребенка
  • особенностей воспитания
  • тип конституции (астеники, гипер- и нормостеники)
  • особенности темперамента (холерики, флегматики и т.д.)

Психотравмы — изменение сознания ребенка из-за каких либо событий, которые его сильно беспокоят, подавляют или угнетают, влияют крайне отрицательно. Это могут быть как длительно воздействующие ситуации, к которым ребенок никак не может приспособиться без проблем, так и острые, сильные психические травмы. Зачастую психотравмы, полученные в детстве, даже если невроз прошел, оставляют свой отпечаток на взрослой жизни в виде фобий (боязнь замкнутых пространств, высоты и т.д).

  • Невроз может формироваться под воздействием одного неблагоприятного травмирующего факта: пожар, война, резкий переезд, авария, развод родителей и пр.
  • Иногда развитие невроза вызвано одновременно несколькими факторами.

Дети по-разному в силу темперамента и особенностей личности реагируют на события, для одних лающая на улице собака будет просто звуковым раздражителем, а у предрасположенного к неврозу ребенка может стать пусковым механизмом для формирования невроза. И уже повторные встречи с собаками после первого толчка, что запустил невроз, будут постепенно усугублять ситуацию и углублять невроз.

Вид психотравмы, которая может провоцировать неврозы у детей зависит от возраста ребенка.

  • В 2 года дети могут давать неврозы при разлуках с родителями или начале посещения детских коллективов.
  • Для детей старше может служить более серьезный фактор – развод родителей, физические наказания при воспитании, сильный страх.

Кризисными возрастами при развитии неврозов являются возраста трех и семи лет – когда происходит возрастной так называемый «кризис трехлетки» и «семилетки». В эти периоды происходит становление своего «я» и переоценка отношения к себе, и в эти периоды дети наиболее уязвимы к стрессовым факторам.

Что чаще всего провоцирует неврозы у детей?

Действия взрослых

Одной из основных провоцирующих причин детских неврозов становятся действия взрослых, родительские воспитательные ошибки, которые дают невротические реакции, а в дальнейшем формирование психологической нестабильности личности уже взрослого. Особо негативными моделями воспитания будут:

  • модель неприятия , подсознательного нежелания воспитывать ребенка, в случае, когда, к примеру, хотели мальчика, а родилась девочка
  • модель гиперопеки с развитием нежелания учить ребенка самостоятельности и построению отношений в коллективе
  • авторитарная модель с требованиями постоянного подчинения старшим, принятием решений вместо ребенка, и не учитывая его мнения
  • модель вседозволенности с полным лишением ребенка контроля или помощи от родителей, с отсутствием каких-либо норм и порядка внутри семьи и коллектива.
  • разные подходы к воспитанию со стороны родителей
  • чрезмерная жесткость родителей
  • конфликты в семье — внутрисемейные неурядицы, разводы, ссоры.

Они ложатся на «благодатную почву» незрелости нервной системы детей, при этом ребенок переживает это, так как реально он не может влиять на ситуацию и менять ее.

Внешние факторы

  • изменения привычного образа жизни — переезды из города в деревню, в непривычную местность, в другую страну
  • посещение нового детского коллектива — начало посещения садика, смена садика, начало посещения школы, смена школы, а также конфликты в группе сада или школы
  • изменения внутри семьи — рождение ребенка, приемный ребенок, появление отчима или мачехи, развод родителей.

Чаще всего неврозы формируются при сочетанном влиянии сразу нескольких факторов, и детский невроз вряд ли разовьется у ребенка из благополучной семьи, даже после сильного страха или испуга. Родители в такой ситуации обычно помогают быстро справиться с проблемой без расстройства нервной системы.

Особенности характера ребенка

Дети с ярко выраженной эмоциональностью, чувствительностью — они особо нуждаются в любви и внимании близких, проявлении эмоций в отношении них. Если дети не получают от близких этих эмоций, они переживают страхи, что их не любят, не выражают к ним эмоций.

Дети с лидерскими качествами — также сложно с детьми самостоятельными и активно проявляющими собственное мнение, лидерские качества. У таких детей ярко выражено самомнение в поступках или действиях, собственный взгляд на все события. Они трудно переносят ограничения в своих действиях и родительскую диктатуру, им тяжела чрезмерная опека и ограничение самостоятельности с раннего возраста. Дети пытаются протестовать таким родительским действиям, упрямиться, за что получают ограничения и наказания со стороны родителей. Это будет способствовать развитию неврозов.

Ослабленные, часто болеющие дети — подвержены риску неврозов дети, часто болеющие и ослабленные, зачастую к ним относятся как к «хрустальной вазе», оберегая от всего выше меры. У таких детей формируется ощущение собственной беспомощности и слабости.

Дети из неблагополучных семей — также от неврозов страдают дети, находящиеся в сложных жизненных ситуациях: в асоциальных семьях, в интернатах и детских домах.

Общие проявления неврозов

  • изменение поведения детей
  • появление новых черт характера
  • повышенная чувствительность, частые слезы даже без видимых поводов
  • резкие реакции на незначительные психотравмы в виде отчаяния или агрессии
  • тревожность, ранимость.

Также происходят изменения на уровне соматического здоровья детей:

  • тахикардия и изменения АД
  • нарушения дыхания, потливость
  • расстройства пищеварения на стресс – «медвежья болезнь»
  • нарушение концентрации внимания
  • снижение памяти
  • дети плохо реагируют на громкие звуки и яркий свет
  • плохо спят, сон тревожный и некачественный утром их сложно разбудить.

Проявления разного вида неврозов у детей

Существует достаточно много видов неврозов у детей, разные психологические и неврологические школы приводят различные классификации. Рассмотрим наиболее простую классификацию неврозов по их клиническому проявлению.

Тревожный невроз или невроз страха

Может себя проявлять в виде приступов страха, которые часто возникают при засыпании или в одиночестве, иногда могут сопровождаться видениями. Страхи у детей в разном возрасте могут быть различными:

  • среди дошкольников распространены страхи оставления одного в доме, боязнь темноты, персонажей страшных мультфильмов или фильмов, передач. Зачастую страхи культивируют сами родители, пугая детей в воспитательных целях устрашающими персонажами – бабаем, злой ведьмой, полицейским.
  • у младших школьников это могут быть страхи школы или плохих оценок, строгого учителя или старших школьников. Зачастую эти дети из-за страхов прогуливают уроки.

Проявления данного невроза могут давать плохое настроение, нежелание оставаться одному, изменения в поведении, в сложных случаях присоединяется недержание мочи. Зачастую такой невроз возникает у чувствительных домашних детей, мало общавшихся в дошкольном возрасте со сверстниками.

Невроз навязчивых состояний у детей

Он может протекать в виде невроза навязчивых действий (обсессий) или фобического невроза, а также с наличием как фобий, так и навязчивых действий одновременно.

Навязчивые действия — непроизвольные движения, которые возникают при эмоциональном напряжении вопреки желанию малыша, он может:

  • мигать, моргать
  • морщить нос
  • вздрагивать
  • притопывать ногой
  • покашливать
  • шмыгать носом

Нервный тик — непроизвольные подергивания, чаще возникает у мальчиков, запускаясь как психологическими факторами, так и наличием определенных заболеваний. Изначально оправданные действия на неблагоприятном фоне затем закрепляются уже как навязчивости:

  • При болезнях глаз могут закрепиться привычки к миганию, морганию, потиранию глаз
  • При частых простудах и воспалении верхних дыхательных путей могут закрепиться шмыгание носом или подкашливание.
Смотрите так же:  Свечи при хламидиозе какие можно использовать

Они обычно проявляются в период после 5 лет. Такие тики затрагивают лицевые мышцы, шею, верхние конечности, могут быть со стороны дыхательной системы, сочетаться с недержанием мочи или заиканием. Такие повторяющиеся однотипные действия могут доставлять ребенку дискомфорт, но чаще всего они становятся привычными, он их не замечает. Подробнее о причинах возникновения и лечении нервных тиков у детей.

Как правило, склонность к неврозам закладывается с раннего возраста, когда формируются и закрепляются стрессовые привычные патологические действия:

  • кусание ногтей или сосание пальца
  • прикасание к половым органам
  • раскачивания туловища или конечностей
  • накручивание волос на пальцы или их выдергивание.

Если такие действия не устранены в раннем возрасте, они способствуют неврозу на фоне стрессов уже у детей постарше.

Фобические проявления обычно выражены в виде особой боязни:

  • страха смерти или болезни
  • замкнутых пространств
  • разных предметов, грязи.

Зачастую дети формируют особые мысли или представления, которые противоречат принципам воспитания и морали, и эти мысли создают у них тревоги и переживания, страхи.

Депрессивные неврозы

Для малышей они не характерны, обычно к ним склонны дети в школьном возрасте, особенно в период полового созревания. Ребенок стремится быть в одиночестве, отстраняется от окружающих, постоянно пребывает в подавленном настроении со слезливостью и снижением самооценки. Могут также снижаться физическая активность, возникает бессонница, ухудшается аппетит, мимика невыразительная, речь тихая и скудная, постоянно грусть на лице. Такое состояние требует особого внимания, так как может привести к тяжелым последствиям.

Истерические неврозы

К ним склонны дошкольники, при расхождении желаемого с действительным. Они обычно дают падения с криками и воплями на пол или поверхности, биения конечностями и головой о твердые предметы. Могут возникать приступы аффекта с мнимым удушьем или истерическим кашлем, рвотой, если ребенка наказывают или не делают того, что он желает. У детей постарше могут возникать аналоги истерии в виде истерической слепоты, нарушений чувствительности кожи, расстройства дыхания.

Ее еще называют астеническим неврозом, возникает у школьников в результате чрезмерных нагрузок самой школы или избытке дополнительных кружков. Зачастую возникает на фоне общей ослабленности детей из-за частых болезней или физической не тренированности. Такие дети расторможены и неусидчивы, они быстро утомляются, раздражительны и часто плачут, могут плохо спать и есть.

У детей возникает озабоченность своим состоянием и здоровьем, немотивированные страхи формирования разных заболеваний, такое часто возникает среди подростков с мнительным характером. Они выискивают у себя симптомы и проявления различных недугов, переживая об этом, нервничая и расстраиваясь.

Невротический логоневроз — заикание

Заикание или логонероз невротического характера более характерно для мальчиков до пяти лет в период активного становления речи, формирования фразового разговора. Возникает на фоне психологической травмы на фоне скандалов семьи, разлуки с близкими, острых психологических травм или страха, испуга. Могут также быть причинами перегрузки информацией и насильное формирование родителями развития речи и общего развития. Речь ребенка становится прерывистой с паузами, повторением слогов и невозможностью выговорить слова.

Сомнамбулизм — лунатизм, сноговорение

Невротические расстройства сна могут возникать в виде долгого и трудного засыпания, беспокойного и тревожного сна с частыми просыпаниями, наличием кошмаров и ночных страхов, разговорами во сне и хождением по ночам. Снохождение и сноговорение связаны с особенностями сновидений и работой нервной системы. Зачастую у детей бывает с возраста 4-5 лет. Дети на утро могут не помнить, что ходили или говорили по ночам. Подробнее о лунатизме у детей и подростков.

Нервная анорексия

Нарушение аппетита в детском возрасте частое явление как у дошкольников, так и у подростков. Обычно причинами являются перекормы или насильные кормления, совпадение приемов пищи со скандалами и ссорами в семье, сильным стрессом. При этом ребенок может отказаться от любой пищи или от некоторых ее видов, он длительно жует и не глотает пищу, крайне мнительно относится к содержимому тарелки, вплоть до рвотного рефлекса. При этом на фоне плохого питания выражены изменения настроения, капризы за столом, плачь и истерики.

Отдельными вариантами неврозов являются:

  • детский невротический энурез (недержание мочи)
  • энкопрез (недержание кала).

Они возникают на фоне наследственной предрасположенности и возможно, заболеваний. Требуют особого подхода в лечении, и по механизмам еще не до конца изучены.

Как поставить диагноз?

Прежде всего, стоит пойти на прием к педиатру или неврологу, поговорить с опытным психологом и психотерапевтом. Врачи обследуют и снимут органические причины нарушений, заболеваний, которые могли бы привести к подобному. Неврозы диагностируют в несколько этапов:

  • Диалог с родителями проводится детальный анализ психологической обстановки в семье, и здесь важно откровенно рассказывать специалисту все детали: взаимоотношения в семье между родителями и ребенком, самими родителями, а также отношения между ребенком и сверстниками, родственниками.
  • Обследования родителей и ближайших родственников, принимающих непосредственное участие в воспитании ребенка, изучение психологического климата семьи с выявлением ошибок в поведении и воспитании.
  • Беседы с ребенком — цикл бесед с ребенком в процессе игры и общения по заранее разработанным вопросам.
  • Наблюдение за ребенком — детальное наблюдение за игровой деятельностью ребенка, которая возникает спонтанно или организована заранее.
  • Рисование и детальный анализ рисунков , по которым зачастую можно понять переживания и чувства ребенка, его желания и эмоциональное состояние.

На основании всего этого делается заключение о наличии и типе невроза, затем разрабатывается детальный план лечения. Обычно терапией занимаются психотерапевты или психологи, лечение проводится амбулаторно и в домашних условиях, класть ребенка с неврозом в больницу не нужно.

Методы лечения невроза

В терапии неврозов у детей главным методом является психотерапия. Родителям важно понять, что самостоятельно, при помощи книг, интернета или игрушек они немного достигнут, а иногда могут и навредить, усугубив течение невроза. Психотерапия это сложное системное воздействие на психику ребенка и особенности его характера, в лечении неврозов она имеет несколько направлений:

  • групповая и индивидуальная терапия по изучению и коррекции психологического климата семьи
  • ролевые игры с участием ребенка, помогающие обучению его преодолевать сложные ситуации
  • применение арт-терапии (рисование) и составление по рисункам ребенка его психологического портрета, отслеживание динамики по изменению рисунков
  • гипноз — внушение (аутогенные тренировки)
  • лечение с помощью общения с животными — канистерапия (собаки), фелинотерапия (кошки), иппотерапия (лошади), дельфинотерапия.

Психотерапия направлена на то, чтобы нормализовать или существенно улучшить внутрисемейную обстановку и взаимоотношения, скорректировать воспитание. Дополнительно для коррекции психосоматического фона и достижения больших успехов в психотерапии применяют также медикаментозные препараты, рефлексотерапию и физиотерапию. Индивидуальный план лечения разрабатывается только специалистом для каждого ребенка отдельно, а при необходимости и для членов семьи.

Применение психотерапии

Используют как групповую, так и индивидуальную или семейную психотерапию. Особую важность в лечении неврозов представляет семейная форма психотерапии. При проведении сеансов врач непосредственно выявляет проблемы жизни ребенка и его семьи, помогает в устранении эмоциональных проблем, нормализует систему взаимоотношений и корректирует манеру воспитания. Особенно эффективной будет работа в семье у детей-дошкольников, когда ее эффект максимален и легче всего устранить негативное влияние основных ошибок в воспитании.

Семейная терапия

Она проводится в несколько последовательных этапов:

  • 1 этап — проводится обследование в семье и ставится так называемый «семейный диагноз» в общей совокупности личностных, социальных и психологических особенностей, отклонений в каких-либо сферах взаимоотношений с ребенком.
  • 2 этап — ведется семейное обсуждение проблем с родителями и родными, отмечаются все их проблемы. При беседах подчеркивается роль в воспитании родителей, необходимость в сотрудничестве со специалистом и определяется перспектива в педагогическом подходе.
  • 3 этап — далее следуют занятия с ребенком в особой оборудованной комнате-игровой, где есть игрушки, письменные принадлежности и другие предметы. Изначально ребенку дается время на самостоятельные игры, чтение или занятия, по мере того, как будет установлен эмоциональный контакт, будет проведена беседа в игровой форме.
  • 4 этап — совместная психотерапия ребенка и родителей. У дошкольников проводится совместная деятельность с предметными играми, постройками или рисованием, у школьников вводятся предметные игры и обсуждения на разные темы. Специалист оценивает во взаимодействии детей и родителей привычные конфликты и эмоциональные реакции. Затем акцент переключается на ролевые игры, которые выражают общение детей в жизни – игры в семью или школу. Используются сценарии, которые разыгрывают родители и дети, которых меняют местами, и психотерапевт в процессе этих игр будет демонстрировать самые оптимальные модели в семейных отношениях. Это постепенно создает условия для перестраивания семейных отношений и устранения конфликта.

Индивидуальная психотерапия

Проводится с использованием многочисленных методик, имеющих комплексное влияние на ребенка. В ней используются методики:

Разъясняющую терапию врач проводит путем последовательного прохождения этапов. В доступной по возрасту для ребенка форме, после того, как установит с ним доверительный и эмоциональный контакт, он рассказывает – почему и что происходит с ребенком. Затем, в игровой форме или в форме беседы на следующем этапе он пытается определить источники переживаний малыша. Следующим этапом будет своего рода «домашнее задание» — это окончание начатого врачом рассказа или сказки, где разбирая разные варианты в окончании рассказа, делаются попытки разрешения трудных ситуаций, конфликтов или самим ребенком, или при помощи и при подсказке врача. Даже совсем небольшие успехи при владении ситуациями, с одобрения врача, могут способствовать дальнейшему улучшению отношений и коррекции патологических черт в характере.

Арт-терапия в виде рисования или лепки порой может дать гораздо больше информации о ребенке, чем все другие методы. При рисовании ребенок начинает разбираться в своих страхах и переживаниях, а наблюдение за ним в процессе может давать много нужной информации в плане характера, общительности, фантазии и потенциала. Информативно будет рисовать на темы семьи, отражения страхов, переживаний. Иногда вместо этого используют лепку или бумажные техники аппликации. Зачастую по данным картинок можно получить много скрытой информации, а также по рассказу о рисунке проработать с ребенком его страх.

Смотрите так же:  Лечение орз при беременности

Она используется у детей до 10-12 лет, когда они испытывают потребности в играх, но при этом игры организуются по особому плану и эмоциональному участию в них и психотерапевта, с учетом способности детей к перевоплощению. Могут использоваться как спонтанные игры-наблюдения, так направленные, без импровизаций. В играх можно отработать навыки общения, двигательного и эмоционального самовыражения, снятия напряжения и устранения страха. Врач во время игры создает ситуации стресса, спора, страха, обвинений и дает ребенку возможности самостоятельного выхода или с его помощью. Особенно хорошо неврозы лечатся при таком методе в возрасте до 7 лет.

Вариантом игровой терапии является сказкотерапия, в которой придумываются и рассказываются сказки с изготовлением особых персонажей, марионеток или кукол. Могут прослушиваться особые терапевтические сказки в форме медитации, под спокойную музыку в лежачем положении. Могут быть также и психо-динамические медитации-сказки с перевоплощением ребенка в животных и выполнением упражнений.

Лечение аутогенными тренировками проводят у подростков – это методика мышечного расслабления, особенно эффективная при системных неврозах с заиканием, тиками, недержание мочи. Создание положительного настроя за счет речи и действий врача (к примеру, представить себя в самом приятном месте) приводит к мышечному расслаблению, уменьшению или даже полном исчезновению проявлений. По мере сеансов это состояние закрепляется в подсознании, повышается вера в то, что вполне можно выздороветь.

  • Суггестивная (метод внушения) психотерапия

Это внушение ребенку в состоянии бодрствования, под гипнозом или косвенным внушением определенных установок. Зачастую у детей хорошо получается внушение косвенное – к примеру, прием плацебо даст им выздоровление. При этом они будут думать, что принимают особо действенный препарат. Особенно хорош метод при ипохондрии, в школьном и подростковом возрасте.

Гипнотерапия применяется только в особо сложных случаях для того, чтобы мобилизовать психологические и физиологические ресурсы организма. Она быстро ликвидирует те или иные симптомы. Но метод имеет много противопоказаний и у детей применяется ограниченно.

Групповая психотерапия

Показана при особых случаях неврозов, к ней относят:

  • длительное течение невроза с неблагоприятными личностными изменениями — повышенный уровень требований к себе, эгоцентричность
  • трудности в общении и связанные с этим расстройства — стеснение, робость, застенчивость, мнительность
  • при трудных семейных конфликтах необходимость их разрешения.

Группы формируются по мере индивидуальной терапии по возрастам, детей в группе немного:

  • в возрасте до 5 лет — не более 4 человек
  • в возрасте от 6 до 10 лет — не более 6 человек
  • в возрасте 11-14 лет — до 8 человек.

Занятия длятся до 45 минут у дошкольников и до полутора часов у школьников. Это позволяет разыгрывать сложные сюжеты и вовлекать в них всех участников группы. Объединенные в группы дети посещают выставки и музеи, читают интересные книги, обсуждают все это, делятся своими увлечениями. Таким образом, достигают снятия напряжения ребенка, дети раскрываются и начинают общаться, делятся наболевшим и переживаниями.

В сравнении с индивидуальным, эффект от группового тренинга больше. Вводятся постепенно спонтанные и направляемые специалистом игры, начинается тренинг психических функций, подростков обучают самоконтролю. В качестве домашних заданий применяют разного рода тесты с рисунками, которые в последующем обсуждаются в группе.

На занятиях проводится релаксация и внушение положительных приобретаемых на занятии качеств личности. В конце курса проводится общее обсуждение и закрепление результатов, что помогает в дальнейшем уже самостоятельно работать ребенку над собой.

Медикаментозная коррекция

Медикаментозная терапия в лечении неврозов имеет второстепенное значение, при этом она воздействует на те или иные симптомы. Препараты снимают напряжение, излишнюю возбудимость или депрессию, уменьшают проявления астении. Лекарства обычно предваряет психотерапию, но возможно и комплексное лечение, когда психотерапия проводится совместно с физиотерапией и медикаментами. Особенно важно медикаментозное лечение неврозов на фоне энцефалопатии, астении, невропатии:

  • общеукрепляющие препараты — витамин С, группы В
  • дегидратационная фитотерапия — мочегонные сборы, почечный чай
  • ноотропные препараты — ноотропил, пирацетам
  • препараты, уменьшающие астению — в зависимости от причина и типа подберет врач
  • фитотерапия (см. успокоительные средства для детей), настойки из лекарственных трав могут назначаться длительностью до полутора месяцев. Большинство препаратов оказывает седативный эффект – пустырник, валериана.

При астенических проявлениях рекомендуется тонизирующее и общеукрепляющее лечение: препараты кальция, витамины, настойка китайского лимонника или заманихи, липоцербин, ноотропные (ноотропил, пантогам).

При субдепрессивных проявлениях могут быть показаны настойки женьшеня, аралии, элеутерококка.

При раздражительности и слабости хорошим эффектом обладают микстура Павлова и настойки пустырника и валерианы, применяют хвойные ванны, физиотерапию в виде электрофореза с препаратами кальция и магния, электросон.

С антидепрессантами и транквилизаторами будет сложнее, они могут затруднять психотерапию. Их применяют при гиперактивности и расторможенности исходя из особенностей ребенка и диагноза:

  • гиперстенический синдром – препараты с седативным действием (эуноктин, элениум)
  • при гипостении – препараты транквилизаторов с активирующим эффектом (триоксазин или седуксен).
  • при подпороговых депрессиях могут назначаться маленькие дозы антидепрессантов: амитриптилин, мелипрамин.
  • при сильной возбудимости может применяться сонопакс.

Все препараты назначаются исключительно врачом, и применяются строго под его контролем.

Симптомы и лечение гайморита

Все чаще люди стали обнаруживать у себя симптомы гайморита. В последние годы количество случаев болезни удвоилось, а количество пациентов, лечащих воспаление слизистой носовых пазух, увеличивается на 1,5-2% ежегодно. Половина больных, проходящих лечение в ЛОР-отделениях, обращаются именно с заболеванием «гайморит».

Понятие и виды гайморита

Гайморит представляет собой воспаление верхнечелюстной придаточной пазухи (гайморовы пазухи). Придаточные пазухи носа – образования в виде пещерок, сообщающихся с полостью носа. У человека две верхнечелюстных пазухи и в любой из них может проявиться инфекция.

Специалисты различают острый и хронический гайморит.

Острый гайморит возникает в результате осложнения острого ринита, а также после перенесенного гриппа, скарлатины, кори и прочих инфекционных болезней, на фоне воспалительных зубных заболеваний. Переохлаждение является дополнительным провоцирующим фактором и может поспособствовать развитию заболевания. После затянувшегося или же недолеченного острого гайморита воспаление переходит в хроническое.

Существует также понятие аллергического гайморита, представляющего собой болезнь гайморовых пазух, которая возникает с проникновением вовнутрь организма аллергенов. Обычно, этот недуг имеет сезонный характер, а обострения наиболее часто возникают весной и осенью.

Причины гайморита

Любое заболевание появляется благодаря расположенности человека к тем или иным проблемам со здоровьем. Так и причины гайморита могут быть разными. Например:

  • врожденные нарушения анатомии носовой полости (искривление перегородки, увеличение носовых раковин);
  • ослабление иммунитета организма (к примеру, при острой инфекции);
  • разрастания в носовых проходах (полипы, опухоли);
  • аллергические заболевания;
  • неблагоприятные факторы внешней среды.

Гайморит и его симптомы

Запускать болезнь нельзя ни в коем случае, поэтому каждый человек должен знать, что такое гайморит и его симптомы. Для каждого типа болезни присущи свои особенности. Протекание гайморита неприятно и может существенно замедлить ваш обычный ритм жизни, поэтому каждому человеку, в первую очередь, следует знать, как не пропустить наступление заболевание и какие симптомы при гайморите обычно появляются раньше всего.

Первые симптомы гайморита

Начало заболевания характеризуется выделениями из носа. И если насморк не проходит уже на протяжении 3–4 недель, вам следует как можно быстрее обратиться к отоларингологу (ЛОР–врачу). Большая продолжительность насморка зачастую являться главным симптомом.

Обратите внимание, даже если вытекающая из носа слизь прозрачна, не стоит расслабляться! Выделения могут иметь не только гнойный характер, но и быть абсолютно прозрачными.

Размножающиеся в гайморовых пазухах микроорганизмы вырабатывают токсины, попадающие в кровь. Это вызывает общее недомогание. Внезапно может повыситься температура, а доходить она может до 40 градусов. Обычно больной ощущает слабость и вялость. Как только вы заметили у себя эти первые симптомы гайморита, немедля обратитесь к врачу.

Острый гайморит – симптомы

Для острого проявления болезни характерна постоянная и интенсивная боль, которая усиливается при кашле, чиханье и наклоне головы, сопровождается ощущением распирания. Итак, острый гайморит — симптомы:

  • плохое общее самочувствие;
  • повышение температуры тела;
  • озноб;
  • головная боль различной интенсивности, зачастую иррадиирующая в корень носа, зубы и область лба;
  • слезотечение и светобоязнь;
  • обильное отделяемое слизисто-гнойного, слизистого, гнойного характера;
  • сниженное обоняние на стороне пораженной пазухи.

При надавливании на лицевую стенку пазухи боль усиливается. При вовлечении надкостницы в процесс отмечаются отек нижнего (иногда верхнего) века и припухлость щеки.

Хронический гайморит – симптомы

Чаще при хроническом, но иногда и при остром гайморите у заболевшего могут развиться внутричерепные осложнения: серозный либо гнойный менингит, менингоэнцефалит (воспаление головного мозга, а также его оболочек), отек мозговых оболочек, пахименингит (воспаление твердой мозговой оболочки), риногенный абсцесс мозга (скопление гноя в головном мозге). В период эпидемии гриппа они наиболее часты.

Могут также наблюдаться такие осложнения, как, например, ретробульбарный абсцесс (гнойный очаг в клетчатке), реактивный отек клетчатки глазницы и век, тромбоз вен глазницы (острый воспалительный процесс, возникающий в венах глазницы). Поэтому так опасен хронический гайморит – симптомы его нужно знать:

  • общее недомогание, слабость;
  • головная боль (чаще всего в вечернее время);
  • быстрая утомляемость;
  • заложенность носа;
  • сниженное обоняние.

Аллергический гайморит – симптомы

Аллергическому и вазомоторному гаймориту присуще волнообразное, с периодическими ремиссиями, течение. Клиническая картина обострения аллергического типа дублирует симптомы острого гайморита.

Смотрите так же:  Флуконазол при лечении кандидоза полости рта

Итак, аллергический гайморит — симптомы:

  • частые головные боли;
  • затрудненное носовое дыхание;
  • обильные выделения из носа;
  • зуд носовой полости;
  • временное ощущение давления и тяжести возле носа, щек и переносицы.

Диагностика гайморита

Диагностика заболевания, как острого, так и хронического гайморита, проводится опытным отоларингологом, а также включает в себя осмотр (риноскопию), рентгенографию придаточных пазух, взятие мазка с целью выявления возбудителя инфекционного процесса. По результатам обследования отоларинголог назначает индивидуально подобранную терапию, не только основного, но и выявленных сопутствующих заболеваний.

Иногда во время ощупывания и постукивания в районе передней и нижней стенки лобной пазухи, передней стенки челюстной пазухи наблюдается повышенная чувствительность или болезненность. В том случае, если у больного имеется подозрение на острый гайморит, необходимо произвести компьютерную томографию или же рентгенологическое исследование пазух в проекции носа.
Все эти исследования дают возможность со 100%-ной вероятностью узнать, какая именно пазуха подверглась изменению (бывают также случаи двустороннего гайморита), и выявить разновидность изменения (утолщение слизистой или скопление гноя).

На основании общей клинической картины, результатов осмотра, а также сведений о наличии уровня жидкости и затемнения в пораженной пазухе врач может назначить пациенту рентгенологическое исследование.

Для этого больному делают лечебную пункцию (прокол) пазухи. Эта процедура производится с диагностической целью, она позволит определить наличие и характер отложений (серозный, слизисто-гнойный или гнойный). Извлеченное из пазухи вещество отправляют на бактериологическое исследование в лабораторию.

В том случае, если по результатам этого исследования прописанные методы лечения окажутся низкоэффективными, специалист назначит другое лечение.

Лечение гайморита

Определиться, какие симптомы гайморита проявились у вас, несомненно, важно. Но безотлагательное решение проблемы важно не менее, ведь гайморит, который не лечили, может принять хроническую форму или развиться в другие болезни, в том числе и в менингит.

При лечении гайморита применяются следующие методы:

  • промывание носа;
  • хирургическое лечение;
  • медикаментозное лечение.

Промывание носа

Эта процедура удаляет скопившуюся слизь вместе с микробами, пылью и аллергенами. Промывание не только способствует снятию воспаления и отёка, но также повышает защитные свойства оболочки полости носа.

Процедура заливания лечебной жидкости при лечении гайморита несколько отличается от подобных процедур при насморке. Капли закапывают лежащему на боку больному в ту ноздрю, на которой он лежит. Делают это таким образом, чтобы лекарственное средство пришлось на боковую сторону носа.

Затем, после закапывания еще не менее 5 минут стоит полежать. Потом, закапывая другую половину носа, следует повторить процедуру, лежа на другом боку. После 5 минут воздействия, больной должен прочистить нос. А спустя еще 5 минут, как минимум, следует высморкаться.

Хирургическое лечение

Данный метод лечения гайморита представляет собой пункцию (прокол) гайморовой пазухи. Прокол делают с целью откачать гной из пазух и ввести туда препарат, который остановит воспаление. Этот метод является экстренной мерой при лечении острого запущенного гайморита. Процедура болезненная, зато эффективная.

Но в развитых странах хирургическое вмешательство давно причисляют к «дедовским методам лечения», поэтому прибегают к нему лишь в крайних случаях. Сегодня существует множество более лояльных и щадящих способов избавиться от гайморита, если болезнь ещё не дошла до критической стадии. Примером является простое медикаментозное лечение.

Медикаментозное лечение

Как правило, данный вид лечение является амбулаторным. Должен быть обеспечен беспрепятственный отток содержимого из пазухи. При тяжелом течении болезни и наличии осложнений больного нужно госпитализировать.

При медикаментозном лечении обязательно применение местных процедур, например, использование ингаляторов, капель в нос или спреев. Часто больным назначаются физиопроцедуры. В курсе лечения также используются антибактериальные и антигистаминные медикаменты.

Лечение разных типов заболевания

Так как разные типы гайморита вызываются различными возбудителями, подход к борьбе с болезнью должен быть соответствующим типу заболевания.

Острый гайморит

При остром гайморите или обострении хронического гайморита назначаются антибиотики, жаропонижающие средства, антимикробные препараты, противоаллергенные средства и витамины. Местно применяют сосудосуживающие средства (например, нафтизин) в виде капель, для смазывания, распыления.

При остром гайморите используют диатермию (прогревания), соллюкс (светолечение), токи ультравысокой частоты.

Хронический гайморит

При хроническом гайморите назначают диадинамические токи, микроволновую терапию, диадинамофорез, электрофорез лекарственных препаратов (гормонов, антибиотиков), грязелечение, ингаляции, аэрозоли (спреи) и парафиновые аппликации (медицинский парафин).

Однако следует не забывать, что применение антибиотиков зачастую имеет побочные действия, к примеру, может снизиться иммунитет, а это вновь может привести к обострению болезни.

Как альтернативу, врачи применяют Синуфорте, представляющее собой лекарство на основе экстракта цикламена. Синуфорте усиливает местный иммунитет, а также стимулирует механизмы очищения гайморовых пазух и полости носа от гнойных выделений и слизи. Для больных хроническим гайморитом важно, что данный препарат не вызывает привыкания. Курс лечения составляет 6-8 дней. Синуфорте применяют 1 раз в сутки.

Аллергический гайморит

Для лечения аллергического гайморита нужно знать, к какому типу относится аллерген, который повысил чувствительность организма и привел к заболеванию.

В том случае, если аллерген определен, для лечения используются вакцины, аутовакцины и малые дозы аллергенов. Если же это лечение оказалось недостаточно эффективным или его вовсе недопустимо применять, а также в случае, когда природа аллергенов не выяснена, принимают антигистаминные препараты, хлорид кальция.

Лечение народными средствами

Симптомы при гайморите можно выявить самостоятельно, но лечить заболевание, не обратившись к врачу, просто недопустимо. Однако есть средства, которыми вы сможете облегчить протекание болезни самостоятельно. Для этого познакомим вас с несколькими средствами народной медицины.

Очень эффективна настойка прополиса. Для этого нужно вскипятить воду в кастрюле, потом влить туда пол чайной ложки 30% настойки прополиса (спиртовой). Больному следует делать ингаляции над этим отваром, накрывшись полотенцем, дышать паром над кастрюлей.

Можно также в равных по объему долях смешать сок алоэ, мед и траву чистотела. Полученную смесь необходимо закапывать 3-5 раз в день по 5-10 капель в каждую ноздрю.

Полезно закапывать в нос облепиховое или шиповниковое масло 6-8 раз в день, как при хроническом гайморите, так и при остром.

Можно еще смешать растения в пропорциях: по 2 столовых ложки зверобоя обыкновенного, эвкалипта шаровидного, шалфея лекарственного, ромашки аптечной, лаванды колосовой; по 1 столовой ложке тысячелистника обыкновенного и череды трехраздельной. Затем 3 столовых ложки этой смеси залить двумя литрами кипятка. Получившийся отвар по 100 грамм принимайте 6 раз в течение дня. Вечером же над этим отваром необходимо делать ингаляции 4-6 раз, с промежутками по часу.

Сок цикламена поможет больному избавиться от головных болей, которые очень часто сопутствуют воспалению гайморовых пазух. Лежащему на спине больному в обе ноздри закапывают по 2 капли сока. Спустя 5 минут появляется реакция: больной потеет, чувствует сильный жар, начинает чихать и кашлять.

После процедуры в течение суток из носа выходит густой желто-зеленый гной, который и являлся причиной головных болей. В результате закапывания носа цикламеном сон больного становится более спокойным и продолжительным, а болезнь постепенно отступает. Приобрести цикламен можно в аптеке.

При гайморите можно также вскипятить неполный воды чайник, туда положить 1 столовую ложку меда, затем накрыться полотенцем и дышать поочередно, то правой, то левой ноздрями. Таких процедур нужно провести 9.

Профилактика гайморита

После того, как мы осветили все необходимые вопросы, касающиеся гайморита, остается только сказать пару слов о профилактике данного заболевания. Запомните следующие рекомендации и старайтесь следовать им, и тогда риск заболевания будет минимальным:

  • Чтобы избежать попадания инфекции, чаще мойте руки.
  • Не курите, потому что курение может стать причиной раздражения пазух.
  • Не пейте алкоголь, так как это может вызывать опухание пазух.
  • Старайтесь избегать загрязненного воздуха и сигаретного дыма, это может вызвать раздражение дыхательных путей.

Не дожидаясь появления симптомов гайморита, профилактику заболевания необходимо направить на лечение основного заболевания (острый насморк, корь, грипп, скарлатина и прочие инфекционные заболевания, а также поражение зубов), на устранение предрасполагающих факторов (костные или хрящевые сращения соединительной ткани в носовой полости и искривление носовой перегородки).

Совсем не последнюю роль в профилактике гайморита играет систематическое закаливание вашего организма. Закаливайтесь всей семьей и ваши шансы столкнуться с такой бедой, как гайморит или ангина, будут стремиться к нулю.

Похожие статьи

  • Основные принципы лечения больных туберкулезом Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" В целях […]
  • Менингококковая инфекция лечения ВАКЦИНЫ - Превенар 13 (вакцина пневмококковая полисахаридная конъюгированная адсорбированная, тринадцативалентная) МЕЖДУНАРОДНОЕ НЕПАТЕНТОВАННОЕ ИЛИ ГРУППИРОВОЧНОЕ НАЗВАНИЕ: вакцина для профилактики пневмококковых инфекций ЛЕКАРСТВЕННАЯ ФОРМА: […]
  • Асд фракция 2 и гепатит с АСД Дорогова Отзывы. Противопоказания Разработанный более 50 лет назад антисептик-стимулятор Дорогова (АСД) имеет полную противоречий и загадок историю. Считается, что именно с помощью АСД была вылечена от рака мать Берии. Так это или нет – судить […]
  • Методики для диагностики синдрома эмоционального выгорания Опросник выгорания Маслач Опросник выгорания (перегорания) Маслач (англ. Maslach Burnout Inventory, сокр. MBI) - тестовая методика, предназначенная для диагностики профессионального выгорания. Создана в 1986 году Maslach и Jackson, в России […]
  • Уколы кальция глюконат при простуде Симптомы крапивницы, лечение народными средствами и препаратами Крапивница – это полиэтиологическое заболевание (дерматоз), основным клиническим проявлением которого являются преходящие уртикарные высыпания, то есть волдыри (возвышения над кожей) и […]
  • Клиника гепатита в у взрослых КЛИНИКА ИНСТИТУТА МЕДИЦИНСКИХ ПРОБЛЕМ СЕВЕРА Просмотров всего: 41454 Просмотров за месяц: 1 Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера был создан в 1976 году с целью сохранения и развития здоровья населения Севера и Сибири при […]