Заболевания

Проверка на туберкулез по крови

Перечень документов и анализов

Перечень документов, лабораторно-диагностических и инструментальных исследований, необходимых для госпитализации в плановой форме в условиях круглосуточного стационара с целью консервативного лечения

  1. Свидетельство о рождении ребенка (с 14 лет и его паспорт), страховой полис обязательного медицинского страхования ребенка, паспорт законного представителя: оригиналы и их ксерокопии;
  2. Направление (форма 057/у) на госпитализацию из поликлиники по месту жительства (для иногородних пациентов см. п.13). Данный перечень, справки из частных поликлиник, консультативные бланки врачей МДГКБ и другие документы не являются направлением на госпитализацию;
  3. Выписка из медицинской документации (форма 027/у) с результатами проведённых лабораторных, инструментальных и других видов исследования по профилю заболевания пациента;
  4. Медицинская справка о вакцинации ребенка (карта профпрививок форма 063/у);
  5. Справка об отсутствии контактов с инфекционными больными по месту жительства за последние 21 день из государственной поликлиники по месту фактического пребывания (действительна 3 суток);
  6. Справка об отсутствии контактов с инфекционными больными по месту обучения за последние 21 день (действительна 3 суток);
  7. Общий анализ крови (действительно 20 дней);
  8. Общий анализ мочи (действительно 20 дней);
  9. Электрокардиография с расшифровкой (действительно 30 дней);
  10. Анализ кала на яйца глистов и протозоозы, соскоб на энтеробиоз (действителен 20 дней);
  11. Анализ кала на кишечную группу (детям до 2-х лет) (действителен 14 дней);
  12. При плановом поступлении на стационарное лечение пациенты старше года на догоспитальном этапе подлежат профилактическому обследованию на туберкулез:
  • флюорография с возраста 15 лет (результаты действительны в течение 1 года);
  • туберкулинодиагностика за последние три года (Реакция Манту или Диаскинтест) с 12-месячного возраста до 18 лет (результаты действительны в течение 1 года);
  • для детей, не вакцинированных против туберкулёза и/или не имеющих результатов пробы Манту/Диаскинтеста, необходимо предоставить заключение от врача-фтизиатра из противотуберкулёзного диспансера по месту жительства об отсутствии заболевания туберкулёзом и возможности находиться в детском коллективе (действительно 6 месяцев);
  1. Направлением на плановую госпитализацию для иногороднего ребенка является один из указанных ниже документов:
  • Направление из медицинской организации (форма 057/у-04) по месту наблюдения и (или) лечения пациента по месту жительства (действительно на одну госпитализацию);
  • Направление из территориального органа управления здравоохранением по месту жительства с указанием источника финансирования (действительно на одну госпитализацию).

Родители, госпитализирующиеся с детьми, должны иметь при себе: 1.Анализ кала на кишечную группу (действителен 14 дней). 2.Флюорография (действительна в течение года). 3.Справку об отсутствии контактов с инфекционными больными по месту жительства за последние 21 день из государственной поликлиники по месту жительства (действительна 3 суток). 4. Анализ на я/глист, простейшие, анализ на энтеробиоз (действительны 20 дней); 5. Паспорт и страховой полис родителя, который будет находиться с ребенком: оригиналы и их ксерокопии.

Внимание! Нельзя госпитализировать ребенка, если вакцинация проведена менее, чем за месяц до госпитализации (реакция Манту и Диаскин-тест вакцинацией не являются).

Сопровождать ребенка должен один из родителей или его законный представитель.

Догоспитальное обследование можно пройти в поликлинике по месту жительства бесплатно, либо платно в приемном отделении МДГКБ по комплексной услуге (обследование за одно посещение, готовность всех результатов через 5 рабочих дней, обращаться по электронной почте [email protected]) или в любом частном медицинском центре, лаборатории. Однако направление на госпитализацию может быть получено только в государственной поликлинике, к которой Вы прикреплены по полису ОМС. Справка о контактах из государственной поликлиники по месту вашего фактического проживания.

Госпитализация проводится в указанный день с 9:00 до 16:00 непосредственно в профильном отделении. (за исключением отделения гематологии (08) и кардиохирургии (26)) С собой иметь комплект одежды для нахождения в стационаре, сменную обувь, гигиенические принадлежности. Перед госпитализацией необходимо выкупать ребёнка.

Убедительная просьба при невозможности госпитализации в назначенную Вам дату сообщать об этом по электронной почте или телефону. Все пункты данного перечня обязательны для выполнения на догоспитальном этапе. В случае отсутствия документов, указанных в перечне или законного представителя (родитель, опекун, усыновитель), Вам будет отказано в госпитализации. Спасибо за понимание!

Перечень документов и лабораторно-диагностических и инструментальных исследований, необходимых для госпитализации в плановой форме в условиях круглосуточного стационара с целью проведения инвазивного обследования, оперативного лечения и проведения анестезиологического пособия

  1. Свидетельство о рождении ребенка (с 14 лет и его паспорт), страховой полис обязательного медицинского страхования ребенка, паспорт законного представителя: оригиналы и их ксерокопии;
  2. Направление (форма 057/у) на госпитализацию из поликлиники по месту жительства (для иногородних пациентов см. п.22). Данный перечень, справки из частных поликлиник, консультативные бланки врачей МДГКБ и другие документы не являются направлением на госпитализацию;
  3. Выписка из медицинской документации (форма 027/у) с результатами проведённых лабораторных, инструментальных и других видов исследования по профилю заболевания пациента;
  4. Медицинская справка о вакцинации ребенка (карта профпрививок форма 063/у).
  5. Справка об отсутствии контактов с инфекционными больными по месту жительства за последние 21 день из государственной поликлиники по месту фактического пребывания (действительна 3 суток);
  6. Справка об отсутствии контактов с инфекционными больными по месту обучения за последние 21 день (действительна 3 суток);
  7. Клинический анализ крови (действителен 14 дней);
  8. Общий анализ мочи (действителен 14 дней);
  9. Анализ кала на яйца глистов и протозоозы, соскоб на энтеробиоз (действителен 20 дней);
  10. Анализ кала на кишечную группу (детям до 2-х лет) (действителен 14 дней);
  11. Биохимический анализ крови (общий белок, АЛТ, АСТ, глюкоза, билирубин общий, билирубин прямой, креатинин, щелочная фосфатаза, мочевина) (действителен 14 дн.);
  12. ЭКГ с описанием — действительна 1 мес. (при наличии изменений на ЭКГ обязательнозаключение кардиолога о возможности оперативного вмешательства!);
  13. Анализ крови на ВИЧ-инфекцию, (действителен 3 мес.);
  14. Анализ крови на маркеры гепатитов В и С (действителен 3 мес.);
  15. Исследование крови на сифилис методом ИФА (суммарные антитела) (действителен 3 мес.);
  16. Коагулограмма (АЧТВ, фибриноген, протромбин, тромбиновое время, протромбиновый индекс) (действительно 14 дней);
  17. Анализ крови на группу и резус-фактор;
  18. Справка от врача-стоматолога о санации полости рта (действительно до 30 дней);
  19. Заключение педиатра об отсутствии противопоказаний к оперативному лечению;
  20. Мазок из глотки и зева на BL (дифтерию) (действительно 20 дней) только для отделения оториноларингологии;
  21. При плановом поступлении на стационарное лечение пациенты старше года на догоспитальном этапе подлежат профилактическому обследованию на туберкулез:
  • флюорография с возраста 15 лет (результаты действительны в течение 1 года);
  • туберкулинодиагностика за последние три года (Реакция Манту или Диаскинтест) с 12-месячного возраста до 18 лет (результаты действительны в течение 1 года);
  • для детей, не вакцинированных против туберкулёза и/или не имеющих результатов пробы Манту/Диаскинтеста, необходимо предоставить заключение от врача-фтизиатра из противотуберкулёзного диспансера по месту жительства об отсутствии заболевания туберкулёзом и возможности находиться в детском коллективе (действительно 6 месяцев);
  1. Направлением на плановую госпитализацию для иногороднего ребенка является один из указанных ниже документов:
  • Направление из медицинской организации (форма 057/у-04) по месту наблюдения и (или) лечения пациента по месту жительства (действительно на одну госпитализацию);
  • Направление из территориального органа управления здравоохранением по месту жительства с указанием источника финансирования (действительно на одну госпитализацию).

Родители, госпитализирующиеся с детьми, должны иметь при себе: 1.Анализ кала на кишечную группу (действителен 14 дней). 2.Флюорография (действительна в течение года). 3. Анализ кала на я/глист и протозоозы, анализ на энтеробиоз (действительны 20 дней) 4. Справку об отсутствии контактов с инфекционными больными по месту жительства за последние 21 день из государственной поликлиники по месту жительства (действительна 3 суток). 5.Паспорт и страховой полис родителя, который будет находиться с ребенком: оригиналы и их ксерокопии.

Внимание! Нельзя госпитализировать ребенка, если вакцинация проведена менее, чем за месяц до госпитализации (реакция Манту вакцинацией не является). Сопровождать ребенка должен один из родителей или его законный представитель.

Догоспитальное обследование можно проходить в поликлинике по месту жительства бесплатно, платно в приемном отделении МДГКБ по комплексной услуге (обследование за одно посещение, готовность всех результатов через 5 рабочих дней, обращаться по электронной почте [email protected]) или любом частном медицинском центре, лаборатории. Однако направление на госпитализацию, может быть получено только в государственной поликлинике, к которой Вы прикреплены по полису ОМС. Справка о контактах из государственной поликлиники по месту вашего фактического проживания.

Госпитализация проводится в указанную Вам дату строго в назначенное время в кабинете плановой госпитализации (Корпус 1А, 1 этаж, кабинет плановой госпитализации «14.01»);

С собой иметь комплект сменной одежды и обуви, гигиенические принадлежности, одноразовый бритвенный станок при необходимости подготовки операционного поля. Перед госпитализацией необходимо выкупать ребёнка.

Убедительная просьба при невозможности госпитализации в назначенную Вам дату сообщать об этом по электронной почте или телефону. Все пункты данного перечня обязательны для выполнения на догоспитальном этапе. В случае отсутствия документов, указанных в перечне или законного представителя (родитель, опекун, усыновитель), Вам будет отказано в госпитализации. Спасибо за понимание!

Перечень документов и анализов, необходимых для госпитализации в плановой форме в хирургический СТАЦИОНАР КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ по профилю «ОФТАЛЬМОЛОГИЯ» для проведения зондирования слезных путей (для детей в возрасте до 6ти месяцев)

Составлен в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10

  1. Направление (форма 057/у) на госпитализацию из поликлиники по месту жительства. Данный перечень, справки из частных поликлиник, консультативные бланки врачей МДГКБ и другие документы не являются направлением на госпитализацию;
  2. Заключение педиатра о возможности оперативного вмешательства; Сведения о перенесенных заболеваниях;
  3. Справка о вакцинации ребенка;
  4. Справки об отсутствии контактов с инфекционными больными по месту жительства за последние 21 день из государственной поликлиники и по детскому учреждению (действительны 3 суток);
  5. Свидетельство о рождении ребенка (с 14 лет и его паспорт), страховой полис обязательного медицинского страхования ребенка, паспорт законного представителя: оригиналы и их ксерокопии;
  6. Клинический анализ крови (действителен 14 дней);
  7. Коагулограмма (действителен 14 дней)
  8. Анализ крови на группу и резус-фактор;
  9. Анализ крови на ВИЧ, HBs-Ag, анти-HCV, RW (действительны 3 мес.);
  10. Анализ кала на кишечную группу для детей до 2х лет (действителен 14 дней);

Обращаем Ваше внимание, что госпитализация иногородних пациентов в хирургический стационар кратковременного пребывания невозможна ни при каких условиях. При возникновении таких ситуаций Вам будет отказано в госпитализации.

Внимание! Нельзя госпитализировать ребенка, если вакцинация проведена менее, чем за месяц до госпитализации, (реакция Манту вакцинацией не является). Сопровождать ребенка должен один из родителей или его законный представитель.

Догоспитальное обследование можно проходить в поликлинике по месту жительства бесплатно, платно в приемном отделении МДГКБ по комплексной услуге (обследование за одно посещение, готовность всех результатов через 5 рабочих дней, обращаться по электронной почте [email protected]) или любом частном медицинском центре, лаборатории. Однако направление на госпитализацию, справки о контактах могут быть получены только в государственной поликлинике, к которой Вы прикреплены по полису ОМС

Госпитализация проводится строго в указанную Вам дату в 8:00 в приемном отделении корпуса №1 (вход в бокс №14 к офтальмологу). Явка строго натощак. С собой иметь комплект сменной одежды и обуви, гигиенические принадлежности. Перед госпитализацией необходимо выкупать ребёнка.

Убедительная просьба при невозможности госпитализации в назначенную Вам дату сообщать об этом по электронной почте или телефону. Все пункты данного перечня обязательны для выполнения на догоспитальном этапе. В случае отсутствия документов, указанных в перечне, или законного представителя (родитель, опекун, усыновитель) Вам будет отказано в госпитализации. Спасибо за понимание!

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Кафедра общей педагогики

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Аннотация

В данной выпускной квалификационной работе рассматриваются методы активизации познавательной деятельности, их сущность, достоинства и недостатки.

Структура данной выпускной квалификационной работы выглядит следующим образом.

Первая глава отражает теоретические аспекты познавательной деятельности, уровнях познавательной активности и принципах активизации познавательной деятельности.

Во второй главе рассмотрено практическое применение методов активизации познавательной деятельности.

Работа выполнена печатным способом на 51 страницах с использованием 35 источников, содержит 5 рисунков и 3 таблицы.

The summary

In this paper, we consider the final qualifying methods enhance cognitive function, their essence, advantages and disadvantages.

The structure of the final qualifying work is as follows.

The first chapter reflects the theoretical aspects of cognitive activity, levels of cognitive activity and the principles of enhancing cognitive functions.

The second chapter discussed the practical application of enhancing cognitive functions.

The work was printed way to 51 pages with 35 sources, contains 5 figures and 3 tables.

Содержание

1 Теоретические основы активизации познавательной деятельности в педагогике 8

1.1 Активизация познавательной деятельности учащихся. 8

1.2 Уровни познавательной активности. 10

1.3 Принципы активизации познавательной деятельности учащихся. 11

1.4 Факторы, побуждающие учащихся к активности. 13

1.5 Приемы активизации познавательной деятельности. 14

1.6 Методы активизации познавательной деятельности учащихся. 17

2 Реализация принципов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. 22

2.1 Активизация познавательного интереса на уроках биологии. 22

2.2 Динамика эффективности использования методов активизации познавательной деятельности на уроках биологии в 8 классе. 29

Список использованных источников. 33

Приложение А Урок: «Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания». 35

Приложение Б Контрольная работа по теме: «Органы кровообращения. Движение крови и лимфы по сосудам». 40

Приложение В Контрольная работа по теме: «Дыхание». 44

Введение

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Еще К.Д. Ушинский в своих трудах подчеркивал, что «не с курьезами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив — приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает». Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся [1].

В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.

В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты (собственно обучение этим умениям и есть приобщение к творческой деятельности).

Принципиально изменяются позиция и роль учителя, который из информатора (источника знаний) становится стимулятором мыслительной деятельности, помогая овладеть способами познания.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике [2].

Смотрите так же:  Лечение гриппа при артрите

Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации учащихся.

В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели — творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

С учётом всего вышеизложенного и представляется актуальность выбора темы исследования данной выпускной квалификационной работы «Активизация познавательной деятельности на уроках биологии». Обращение к данной теме обусловлено необходимостью подготовки выпускников школ к дальнейшей самостоятельной жизни и успешной аттестации за курс средней школы.

Цель исследования – создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.

Объект исследования – процесс обучения биологии в школе.

Предмет исследования – активизация познавательной деятельности.

Гипотеза исследования: использование приемов активизации познавательной деятельности повышает результативность обучения.

1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2) изучить особенности учебной деятельности учащихся школы среднего звена.

3) поиск средств развития познавательного интереса, самостоятельности учащихся, умения преодолевать трудности в учении.

4) проанализировать и обобщить полученные результаты использования методов активизации познавательной активности на уроках биологии.

Для решения задач данного исследования использовались следующие методы исследования: педагогическое наблюдение, беседа с учениками, теоретический анализ литературы, тестирование.

Опытно-экспериментальная работа по активизации познавательной активности на уроках биологии проводилась на базе МОБУ «Лицей №3» города а среди учащихся восьмого класса.

1 Теоретические основы активизации познавательной деятельности в педагогике

1.1 Активизация познавательной деятельности учащихся

Обучение — это напряженная, сложная деятельность, при которой необходимо большое усилие ума, воли, воображения, памяти. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия [3].

Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность — это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку, учебно-познавательной деятельности или учении [4].

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачей к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение [3].

Отношение учащихся к процессу обучения обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности авторы выделяются следующие компоненты:

— готовность выполнять учебные задания;

— стремление к самостоятельной деятельности;

— сознательность выполнения заданий;

— стремление повысить свой личный уровень и другие [5].

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся — это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации — формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса [6].

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них — разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

— отстаивать свое мнение;

— принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

— ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

— рецензировать ответы товарищей;

— оценивать ответы и письменные работы товарищей;

— заниматься обучением отстающих;

— объяснять более слабым учащимся непонятный материал;

— самостоятельно выбирать посильное задание;

— находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

— создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

— решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения [7].

Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью [8].

1.2 Уровни познавательной активности

Авторы выделяют несколько уровней познавательной активности.

1) воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

2) интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

3) творческая активность. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность — проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения [9].

1.3 Принципы активизации познавательной деятельности учащихся

При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося [10].

Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность учащегося не может не сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и конечно же пополняется профессиональный багаж учащегося. Вот почему активизация учебно-познавательной деятельности в учебном процессе имеет столь важное значение [11].

Прежде всего в качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в том, что оно должно быть направлено на решение соответствующих специфических дидактических задач: разрушение неверных стереотипов, формирование естественнонаучного мышления и т.д.

Одной из главных задач обучения является формирование и совершенствование умений и навыков, в том числе умения применять новые знания [12].

Следующим принципом является обеспечение максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Практический курс всегда являлся составной частью профессиональной подготовки учащихся. Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению.

Не менее важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения [13].

Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.

Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации — это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей:

— состав аудитории (комплектование групп),

— адаптация к учебному процессу,

— способность к восприятию нового и т.п.

Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса [14].

Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.

Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.

Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определятся с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы преподавателя, что бы активизировать деятельность учащихся [12].

1.4 Факторы, побуждающие учащихся к активности

В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, авторы выделяют:

— творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

— состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Однако в учебном процессе это может сводится не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме [15].

— игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.

Учитывая перечисленные факторы, преподаватель может безошибочно активизировать деятельность учащихся, так как различный подход к занятиям, а не однообразный подход это прежде всего у учащихся вызовет интерес к занятиям, учащиеся будут с радостью идти на занятия, так как предугадать преподавателя не возможно.

Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на учащегося оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, и профессиональный интерес. Эмоциональное воздействие также существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включится в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение [16].

Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера, таких как программированные задания, моделирование и т.д.

Активизация учения учащихся не как усиление деятельности, а как мобилизация преподавателем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания.

Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения учащегося в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса — необходимое условие познавательной деятельности [17].

1.5 Приемы активизации познавательной деятельности

В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение преподавателя активно руководить ею. Со стороны преподавателя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для учащихся остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей учащихся, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося.

В процессе обучения учащийся также может проявить пассивную и активную познавательную деятельность.

Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б.П. Есипов считает [18], что активизация познавательной деятельности — сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. Г.М. Лебедев указывает [19], что «познавательная активность — это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении». В перовом случае идет речь о самостоятельной деятельности преподавателя и учащихся, а во втором — о деятельности учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия учащихся.

Смотрите так же:  Бешенство и окружающая среда

В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.

Таким образом можно выделить несколько приемов активизации познавательной деятельности:

— метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача — направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.

— метод алгоритмизированного обучения. Деятельность человека всегда можно рассматривать как определенную последовательность его действий и операций, т. е. она может быть представлена в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями. Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом решения владеют самые способные учащиеся. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими учащимися. Для остальных учащихся такой алгоритм будет служить образцом деятельности[9].

— контроль знаний, базирующийся на тестировании, может использовать и результаты работы над проектом, отслеживанием промежуточных результатов. Компьютер может оказать помощь учителю для наблюдения динамики процесса овладения каждым учеником определенной темы.

— соревновательный подход заменяется кооперированием, сотрудничеством. Такое обучение существенно повышает положительный настрой учащихся, их мотивацию.

— поворот от овладения всеми учениками одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала. Учителя разрешают учащимся самим выбирать, что и каким образом (в пределах стандарта образования) они будут изучать с тем, чтобы каждый ученик имел возможность достигнуть максимального результата. В группах учащиеся легче и быстрее раскрывают свои сильные стороны и развивают слабые, поскольку последние не оцениваются негативно.

— поворот от вербального мышления к интеграции визуального и вербального мышления. Можно выделить общие подходы: активизация мышления и познавательных способностей ученика в процессе обучения; развитие мотивации к учению и познавательных интересов учащихся; стремление к осознанности усвоения учебного материала школьниками.

— обучение в творческой деятельности: развитие через творчество, обучение через открытие. Вовлечение детей в творческую деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, письменной и устной речи, работа над учебно-исследовательскими проектами и др. Учитель может помочь – вооружить средствами поиска или бросить «яблоко» (намек, подсказку).

— метод эвристического обучения. Основной целью эвристики является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем.

— метод эвристических вопросов. Эвристический вопрос должен стимулировать мысль, но не подсказывать идею решения для развития интуиции и тренировки логической схемы в поиске решения задач.

— метод проектов. В основе метода лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся на отрезок времени.

— метод открытий. Создаются подвижные группы детей по интересам, уровню подготовки, способностям, где каждый ребенок идет своим темпом для психического, социального, духовного развития, повышения общеобразовательного уровня. Личность ребенка развивается своеобразно и ярко в развивающих играх.

— метод исследовательского обучения. Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод — правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения.

— поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока. Это может быть урок: аукцион, сочинение по биологии, деловая игра, пресс-конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета, семинар, диспут, путешествие, зачет, игра и др.. Особый интерес представляют формы работы с учебником: репродуктивно-поисковая (составление плана, схемы, конспекта по тексту), сравнительно-аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками, тесты, кроссворды).

В процессе творческой деятельности эти методы действуют в органическом единстве.

Важнейшим методом исследования познавательного интереса учащихся является наблюдение, смыкающиеся с педагогическим экспериментом в тех случаях, когда точно вычислена задача, когда наблюдение нацелено на выявление и запечатления всех условий, приемов, факторов, процессов, связанных именно с этой поставленной задачей. Наблюдение за протекающим процессом деятельности учащегося либо на уроке, в естественных, либо в экспериментальных условиях дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях познавательного интереса.

Для наблюдения необходимо иметь ввиду те показатели, по которым можно определить проявление познавательного интереса [14].

1.6 Методы активизации познавательной деятельности учащихся

Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным [20].

а) метод дискуссии применяется по вопросам, требующим размышлений, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.

б) метод самостоятельной работы с учащимися. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста — максимум информации.

Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у учащихся теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы.

Для закрепления навыка работы с литературой дают учащимся различные посильные задания.

В классе учащийся должны постараться не прочитать, а пересказать свое сообщение. При таком виде работы учащиеся учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, учащиеся в последствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения [12].

в) метод самостоятельной работы с дидактическими материалами

Организовывается самостоятельная работа следующим образом: дается классу конкретное учебное задание. Здесь есть свои требования:

— текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, учащиеся вынуждены часто переспрашивать)

— нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.

Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для учащихся.

Многие преподаватели, пользуются самодельными раздаточными дидактическими материалами [20].

Их условно делят на три типа:

1) дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их учителем:

— карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план;

— карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы;

— карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий;

2) дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и применения знаний и умений:

— карточка с вопросами для размышлений;

— карточка с расчетной задачей;

— карточка с заданием выполнить рисунок;

3) дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью контроля знаний и умений:

— карточка с немым рисунком;

Рисунок 1 – Карточка с заданием по теме «Дыхание»

Возможно использование в нескольких вариантах. Для всего класса — 2-4 варианта и как индивидуальные задания. Может проводиться с целью повторения и закрепления знаний.

— тестовые задания. Их применяю также и в индивидуальном порядке и для класса в целом. В последнее время более эффективными являются тестовые задания, хотя и у них есть свой недостаток. Иногда учащиеся пытаются просто угадать ответ [7].

г) метод проблемного изложения заключается в создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.

Данный метод включает в себя:

— выдвижение проблемного вопроса,

— создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого,

— создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,

— демонстрацию опыта или сообщение о нем — основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера.

Роль преподавателя при использовании данного метода сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью учащихся [21].

д) метод самостоятельного решения расчетных и логических задач

Все учащиеся по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические (требующие вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или творческого характера.

Но в каждой параллели задачи дифференцируют — более сложные, творческого характера — сильным учащимся, а аналогичные — слабым. При этом у самих учащихся на этом не акцентируют внимание. Каждый учащийся получает задание по своим возможностям и способностям. При этом не снижается интерес к обучению [11].

  • Частично поисковый метод. Работа с экранными пособиями. Обучающиеся решают проблемные вопросы и добывают часть новых знаний путем просмотра и обсуждения, т.е. осуществляется показ явлений в динамике, что позволяет учащимся ответить на проблемный вопрос учителя. Пример: просмотр тематического фильма по теме «Регуляция дыхания», в ходе урока план которого приведен в приложении А.
  • Метод иллюстрации обеспечивает показ учащимся иллюстрированных материалов, пособий: картин, плакатов, схем, чертеже, графиков, диаграмм, портретов, макетов, изображения информации на доске и пр.

Рисунок 2 – Плакаты по теме «Дыхание»

  • Метод демонстрации заключается в показе действия различных приборов или их моделей, в постановке опытов и проведении экспериментов, в демонстрации процессов (различного происхождения), свойств различных материалов.

Рисунок 3 — Спирометр портативный цифровой УСПЦ-01 «Минитест»
— аппарат для измерения жизненной емкости легких

Частично-поисковый лабораторный метод. Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты [22].

При подготовке уроков планируется последовательность изложения материала, подбираются точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых, общественных деятелей.

Для того чтобы на уроке высокая познавательная активность сохранилась, нужно:

1) компетентное и независимое жюри (преподаватель и учащиеся-консультанты из других групп);

2) задания распределять самим преподавателем по правилам, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным – простые;

3) оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика;

4) давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более активных.

Активизацию познавательной деятельности можно проводить и на внеклассных мероприятиях [23].

2 Реализация принципов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

2.1 Активизация познавательного интереса на уроках биологии

Опытно-экспериментальная работа по реализации проблемного обучения на уроках биологии проводилась в период 21.01.2013 по 22.03.2013 гг. на базе МОУ «Лицей №3» города а среди учащихся восьмого класса.

За мной был закреплен 8 «В» класс. Всего в классе 27 учащихся, из них 13 девочек и 14 мальчиков. Большинство детей 1998 года рождения.

Во время проведения уроков по биологии мы пытались охватить различные приемы активизации познавательно деятельности. Таким образом, чтобы ребенок ставился в позицию субъекта своего обучения и, как результат, у него образовывались новые знания, он овладевал новыми способами действия.

Новые знания лучше воспринимаются тогда, когда учащиеся хорошо понимают стоящие перед ними задачи и проявляют интерес к предстоящей работе. Постановка целей и задач всегда учитывает потребность учащихся к проявлению самостоятельности, стремление их к самоутверждению, жажде познания нового. Если на уроке есть условия для удовлетворения таких потребностей, то учащиеся с интересом включаются в работу [24].

В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом [25].

Мозг школьника устроен так, что знания довольно редко проникают в его глубину, чаще они остаются на поверхности, и поэтому непрочны. Мощным «детонатором», который помогает им проникнуть внутрь, а там «взорваться», превратившись затем в убеждения, является интерес. Важно искать средства, которые бы вовлекли ученика в работу.

Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:

1) привлечение учащихся к целям и задачам урока;

2) возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;

3) включение учащихся в интересную для них форму работы [26].

Осознанная работа начинается с понимания и принятия учащимися учебных задач, которые логически оправданно выдвигаются перед ними. Для этого применяется ряд способов. Чаще всего создается такая ситуация при повторении изученного ранее. Тогда учащиеся сами формируют цель предстоящей работы.

Желание каждого учителя — привить любовь и интерес к своему предмету. Однако школьная программа по биологии в значительной степени способствует запоминанию и не всегда развивает творческую мыслительную деятельность учащихся.

Каким бы хорошим знанием предмета, высокий эрудицией не обладал учитель, традиционный урок мало способствует эмоциональному настроению учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала, активизации их мыслительной деятельности, развитию и реализации их потенциальных умственных способностей. Снятию усталости, лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности биологии способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения [27].

В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь «открыть». Поэтому при изучении биологии для активизации познавательной деятельности рекомендуют использовать:

— Фронтальные опыты. Фронтальные учат школьников наблюдать и анализировать явления, способствуют развитию мышления. Активизация мыслительной деятельности достигается соответственно постановкой вопросов, в которых следует обращать внимание на существенные стороны изучаемого вопроса [28]. Пример: работа на уроке со Спирометром
— аппаратом для измерения жизненной емкости легких.

— Уроки-исследования, где предметом ученического исследования является «переоткрытие» уже открытого в науке, вместе с тем для ученика выполнение исследовательского задания является познанием еще не познанного [29].

Ученики во время урока сами накапливают факты, выдвигают гипотезу, ставят эксперимент, создают теорию. Задания такого характера вызывают у учащихся усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний. Итогом работы на уроке становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками, как ответ на проблемный вопрос учителя [30].

Смотрите так же:  Пищевое отравление как лечить в домашних условиях

— Опорные конспекты. Опорные конспекты позволяют ученику составить план изучения явления или закона, а также при необходимости очень быстро выполнить и повторить пройденный материал в следующих классах. Пример: конспект по теме «Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания» можно использовать в 9 и 11 классах [31].

— Лекционно-семинарская система. Научить школьника всему, что понадобиться в жизни, нельзя; можно и нужно научить самостоятельно добывать знания, уметь их применять на практике, работать с книгой. Известно, что знания должны постоянно наполняться, что на уроке важно не только и не столько «передать» их, сколько учиться, черпать сведения из разнообразной литературы и в первую очередь из учебника. Поэтому читая лекции, нужно оставить в них «белые» пятна, которые ученики должны дома заполнить. Выполняя задание, они должны обратиться к учебнику, они многократно возвращаются к изученному материалу, однако каждый раз подходит к нему по-новому и глубже. Это позволяет воспринять единую изучаемую картину явлений, как следует осмыслить и понять входящие в нее вопросы.

Лекция как эффективное звено учебно-воспитательного процесса, находится в тесной взаимосвязи с другими уроками, прежде всего с семинарскими занятиями, на которых учащиеся в процессе самостоятельной работы расширяют и углубляют свои знания. На этих уроках создается атмосфера, стимулирующая посильное умственное напряжение школьников. Лекцию проводят с учетом возрастных возможностей, уровня знаний учащихся [32].

На начальном этапе проведения лекции обучают учеников умению слушать и воспринимать излагаемую информацию, анализировать, обобщать, выделять главные и наиболее существенные моменты в ходе лекции, кратко формулировать их и записывать, составлять конспект; объясняя, что эти умения будут необходимы им в их дальнейшей жизни.

В более подготовленных для восприятия лекций классах можно предложить учащимся в начале урока самим составить план лекции, а в конце урока проверить выполнение задания. При изложении материала необходимо следить за темпом, ритмом своей речи, заранее объяснить учащимся, что если я говорю медленно, подчеркивая, выделяя каждое слово, значит это главная мысль, т.е. это нужно записать.

Развитие познавательной самостоятельности учащихся — это важная задача на любом уроке и особенно при проведении лекции в старших классах. Ведь выпускники должны владеть навыками аналитического подхода к текстам, воспринимаемым на слух, использовать различные способы записи. Эти лекции должны вызывать у учащихся прежде всего познавательный интерес, который активизирует умственную деятельность учащихся на данном уроке и будет стимулом, предпосылкой успешного решения интеллектуальных задач в будущем [33].

В лекциях можно использовать элементы занимательности — одно из средств формирования устойчивого познавательного интереса, который является своеобразной, эмоциональной разрядкой на уроке и способствует мобилизации внимания и волевых усилий учащихся. Это занимательные и интересные факты из художественной, научно-популярной литературы и других источников. Чтение лекции сопровождается необходимыми записями опорных конспектов, рисунками, схемами, знакомство учащихся с противоречиями в науке, жизнью и деятельностью ученых.

Как правило, в ходе лекции создаются проблемные ситуации. Поставленный перед учащимися проблемный вопрос — это прием, при помощи которого удается организовать творческое применение предшествующей и усвоение последующей информации, правильно сделать важные выводы, закрепить необходимые знания, умения, навыки [34].

— Эксперимент. Важную роль имеет демонстрационный эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по биологии, но и облегчает понимание биологических процессов, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи. На семинарах, практикумах широко используют самостоятельный учебный эксперимент, имеющий те же цели, что и демонстрационный эксперимент. Он формирует у учащихся практические умения и умения рационального использования учебного времени; развивает самостоятельность, дает возможность проведения работ исследовательского характера [35].

— Самостоятельные работы. Активизация процесса обучения достигается применением самостоятельных работ учащихся, организуемых в соответствии с особенностями их интересов и конкретных учебно-воспитательных задач. Самостоятельная работа как форма развития познавательного интереса учащихся на всех этапах урока и в домашнем задании характеризуется как активная, так как позволяет управлять процессом учения, способствует развитию самостоятельности мышления и стимулирует учебную деятельность. Результативность самостоятельных работ определяется индивидуальным и дифференцированным подходом к учащимся в процессе их обучения. Следовательно, такой подход к учебной деятельности может быть рекомендован педагогам, так как взаимосвязь всех видов самостоятельных работ в системе обуславливает прочные знания. Все эти действия направлены на создание знаний плюс информация, которую дают на лекциях, семинарах — все это приводит к развитию познавательного интереса.

— Дидактические игры. Учебная игра выполняет несколько функций:

1) оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор;

2) учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи;

3) мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса.

К игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:

1) Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней.

2) Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре.

3) Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.

4) Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.

Приведем некоторые примеры познавательных игр, которые мы применяли на практике:

а) «Свиток» — класс делится на несколько команд (можно по рядам). Члены команды сидят друг за другом. На первую парту кладется лист бумаги и дается задание, например, написать на листе бумаги по одному термину относящемуся к теме «Дыхание» и передать сидящему сзади. Когда последний игрок закончит он поднимает руку. Оценивается правильность и скорость выполнения задания, зачитываются термины написанные командой, оказавшейся самой быстрой. Другие команды вычеркивают термины из своих листов. Победители те, у кого остались не вычеркнутыми правильные термины и которые раньше других закончили игру.

б) «Продолжи ряд» — дана последовательность слов, которые относятся к одной теме, но в ней не хватает нескольких понятий, которые надо дописать.

в) «Цепочка» — хорошо применять при изучении темы «Строение дыхательной системы». Один игрок называет первый отдел дыхательной системы, второй игрок называет следующий отдел и т.д. Тот, кто не сможет назвать следующий отдел цепочки, получает штрафное очко и начинает игру сначала. Выигрывает тот, кто наберет наименьшее число штрафных очков.

— Проблемные ситуации. Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе изучения темы:

1) при объяснении материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу;

2) при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит учащихся к самостоятельному выводу;

3) при контроле знаний (творческое применение знаний).

Проблемные вопросы, изобретательские и исследовательские задачи позволяют применить такие методические приемы, как поиск способов разрешения противоречия, изложения разных точек зрения на один и тот же вопрос и с разных позиций. Это побуждает учащихся делать сравнение, обобщение и выводы.

Для активизации познавательной деятельности возможно создание проблемной ситуации на основе высказываний или фактов. Предлагаю учащимся прокомментировать высказывания:

1) Великий русский ученый М.В.Ломоносов Утверждал: «Умеренное употребление пищи – мать здоровья». Верно ли это утверждение?

2) Древнегреческий философ Аристотель говорил: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное безделье». Обосновать данное высказывание с научной точки зрения.

На уроках биологии для развития познавательного интереса учащихся использую биологические задачи. Верным является утверждение, что коль нет познавательной задачи, нет и работы мысли, есть задача — есть поиск ее решения. Постановка задач в процессе обучения повышает активность учащихся. Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии.

На уроках биологии использую следующие типы задач:

а) Задачи, способствующие развитию логического мышления.

б) Задачи на распознавание натуральных объектов.

в) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.

г) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.

д) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.

е) Задачи, связанные с самонаблюдением.

ж) Задачи, содержащие новую для учащихся информацию.

Задача 1. Из романов Ф. Купера мы знаем, что индейцы, прячась от врагов в водоемах, дышали при этом при помощи пустотелых стеблей камыша. Однако дышать таким способом, находясь под водой, можно тогда, когда глубина погружения не превышает 1,5 м. С какими особенностями дыхания связано такое ограничение?

— Домашний эксперимент (мини-проект по изучаемой теме). Домашний эксперимент – это небольшой самостоятельный научный проект каждого ученика. Самостоятельно или с помощью взрослых выполняя простые опыты дети смогут сделать свои первые шаги в науке. Эксперименты для домашнего проведения должны быть безопасными и основанными на использовании простых доступных материалов. Такие задания не только стимулируют активную познавательную деятельность, но и приучают к четкому и серьезному оформлению своих выводов по проекту.

Отчет по проекту можно оформить по следующей схеме:

1 страница – титульный лист (ФИО автора, класс, название проекта)

2 страница – резюме (краткое изложение основных идей работы), место проекта в теме, цели работы, гипотезы (предполагаемые результаты), актуальность темы (что больше всего заинтересовало)

3 страница – используемые материалы

4 страница – описание проекта (ход выполнения, полученные данные, проведенные расчеты, фотографии, рисунки)

5 страница – заключение (какие результаты подтверждают основную идею проекта)

6 страница – выводы

7 страница – список источников информации

Пример: «Дыхательная система человека».

Цель проекта — изучение дыхательной системы человека для сохранения его здоровья. На уроках школьники познакомятся с особенностями строения и функциями дыхательной системы и способами её защиты от внешних факторов. Самостоятельные и практические занятия, поиск нужной информации, умение правильно выделить главное, помогут учащимся ответить на проблемные вопросы и темы учебной программы.

Так же в организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация. Общеизвестно три основных мотива, побуждающих школьников учиться:

— интерес к предмету (я изучаю предмет не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие). Высшая степень интереса — это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение.

— сознательность (занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься).

— принуждение (я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя). Часто принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов.

В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность уроков, активизирует познавательную деятельность учащихся. Так как ученики занимаются в силу своего внутреннего влечения, по собственному желанию, то учебный материал они усваивают достаточно легко и основательно, в силу того имеют хорошие оценки по предмету. У большинства неуспевающих учеников обнаруживается отрицательное отношение к учению. Таким образом, чем выше интерес учащегося к предмету, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Чем ниже интерес, тем формальнее обучение, хуже его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретенных знаний, умений и навыков.

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.

Уроки проводились по традиционной методике и с применением различных методов активизации познавательной деятельности, таких как:

— решение производственных ситуационных задач;

— создание проблемных ситуаций;

— проведение дидактических игр;

— использование мультимедиа (Приложение А)

При наблюдении за учащимися был сделан вывод, что большой интерес у них вызывают применение информационно-коммуникационных технологий, просмотр тематических фильмов, проведение игр.

2.2 Динамика эффективности использования методов активизации познавательной деятельности на уроках биологии в 8 классе

Для изучения динамики эффективности использования методов активизации познавательной деятельности на уроках биологии нами была проведена педагогическая диагностика.

Педагогическая диагностика – это совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия.

Педагогической диагностика строится на изучении результативности учебно-воспитательного процесса, на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей.

На первом этапе исследования проводился констатирующий эксперимент. Его цель – выявление исходного уровня знаний учащихся по биологии. Для этого проводился контроль знаний по ранее изученной теме.

Перед началом формирующего этапа были изучены данные о качестве биологических знаний учащихся 8 класса по итогам контрольной работы.

Контрольной работы: по теме «Органы кровообращения. Движение крови и лимфы по сосудам» представлена в приложение Б.

Полученные результаты представлены в таблице 1.

Контрольная работа состояла из четырех частей:

  • тестовые задания, в каждом из которых необходимо выбрать один верный ответ из нескольких предложенных;
  • задание, где необходимо вставьте пропущенное слово;
  • задание, на которое необходимо было дать краткий ответ из одного-двух предложений;
  • задание, на которое необходимо было дать развернутый ответ;

Как видно из таблицы 1 преобладающей оценкой является «4» что составляет 60%, «5» значительно меньше (25%), «3» больше чем «2» и составляет 13%, а вот «2» меньше всего (2%).

Таблица 1 – Результаты контрольной работы по теме «Опорные системы организма»

Похожие статьи

  • Гепатит анализ срок изготовления Описание актуально на 20.02.2015 Латинское название: Fosinopril Код АТХ: C09AA09 Действующее вещество: Фозиноприл (Fosinopril) Производитель: «Канонфарма продакшн» (Россия), Тева Фармацевтические Предприятия Лтд. (Израиль), «Вива-Фарм» […]
  • Проблема трагедии пир во время чумы Все произведения школьной программы в кратком изложении. Русская литература. В этой книге вы найдете краткое содержание и подробный анализ всех произведений, входящих в школьную программу по литературе, биографические сведения об авторах, […]
  • При контакте с больным вирусным гепатитом а Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 августа 2012 г. № 107н "о порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению" В соответствии со статьями 14, 20, 37 и 55 Федерального закона […]
  • Заболевание жёлтая лихорадка Клещевой энцефалит Краткая справка Природно-очаговое острое инфекционное заболевание, характеризующееся лихорадкой, интоксикацией и поражением нервной системы с развитием параличей. Источником вируса являются клещи. Заражение человека происходит […]
  • Антибиотики для лечения ангины при грудном вскармливании Описание актуально на 29.07.2015 Латинское название: Azithromycin Код АТХ: J01FA10 Действующее вещество: Азитромицин (Azithromycin) Производитель: ЗАО ФП Оболенское, ООО Вертекс, ОАО Мосхимфармпрепараты им. Н. А. Семашко (Россия), ПАО НПЦ […]
  • Народные рецепты от гипертиреоза Народное лечение травами щитовидной железы При лечении травами положительная динамика наступает через 2-3 месяца, а вскоре функции щитовидной железы восстанавливаются. Но нельзя расслабляться и прерывать лечение. Курс лечения травами щитовидной […]